Tom Clancy’s Rainbow Six Mission Pack: Eagle Watch

Tom Clancy’s Rainbow Six Mission Pack: Eagle Watch

Волею судеб случилось так, что вышедший несколько месяцев назад проект Tom Clancy’s Rainbow Six (или, проще, R6) не был надлежащим образом освещен в нашем журнале. А между тем, эта игра из тех, что дают начало жанрам. Есть как минимум две причины для подобного утверждения: R6 обладает неповторимой оригинальностью, и, вместе с тем, в нее интересно играть. Сложно, местами дико, невероятно сложно, но интересно. Да, впрочем, что я тут вам рассказываю — вы ведь и так это знаете, верно? А если не знаете, то это даже здорово. Тогда то, что вы сейчас прочитаете, будет для вас в новинку. А если не будет — тоже ничего. Появится повод проявить молчаливую солидарность с человеком, который не позволил себе начать статью, не потратив предварительно неделю каникул на освоение игры. По семь-десять часов каждые сутки.

На самом деле, реальным поводом для решения наваять нижеследующий материал послужило вовсе не случайно обнаружение диска с R6 под шкафом в процессе уборки редакции. Все прозаичнее: разработчики, прекрасно осознающие, что игры надо ковать, пока они горячи, выпустили полноценный mission pack для R6. Новое оружие и пять новых миссий. Пять совершенно жутких миссий, способных за милую души уплести порядка тридцати часов вашего свободного времени. Если у вас нет свободного времени, не покупайте Eagle Watch. В противном случае вы можете не успеть подготовить для шефа финансовый отчет, и вам сделают строгий выговор с занесением. Или вы завалите глобальнейший коллок по матану, отчего произойдут проблемы в деканате. А может быть, вы, отличник, поразите учительницу непониманием одного из важнейших разделов органической химии. В лучшем случае, вы будете бороться со сном в течение трех суток, пичкая себя кофе в опасных для организма концентрациях. Ведь играть в обновленную R6 все так же интересно, но — местами — на порядок сложнее. Первая миссия Eagle Watch по трудоемкости прохождения примерно эквивалентна восьмой оригинала. Кто играл, тот поймет. И сразу же побежит в деканат оповещать учительницу, чтоб она не ждала от него финансового отчета. Тех, кто не играл, мне искренне жаль. Они не знают, с чем столкнулись. Моя задача — предупредить. Быть может, еще не поздно.

Люди и вещи
То, что статья поставлена в раздел action — чистая формальность. Она могла с не меньшим успехом украшать собой стратегическую территорию. Да, конечно, активное действие — основа игры, и в графе «жанр» написано «combat simulation», но знаете ли вы, какова цена за возможность пять — десять минут подвигать мышью и понажимать спусковой крючок M-16? Spec Ops и Delta Force тоже были combat simulation, а чего они требовали от игрока? Немножко терпения, быстроту реакции в пределах обычного 3D action да умения правильно кинуть гранату. Что в R6? Долгий час корпения над планом операции, чтобы потом за минуту понять, что план ни к черту не годится. И так раз пять. Или десять. Если очень повезет — пятнадцать. Когда же, наконец, план подогнан идеально, вы допускаете ошибку в action-части и теряете двух бойцов. Вам отлично известно, что уж в следующий-то раз такой ошибки не будет! Но террорист вышел в коридор чуть раньше, а вы как раз готовили гранату. Нет в жизни справедливости.
Как, возможно, поняли из этого бессвязного бормотания те, кто узнает о R6 впервые, в игре две части — стратегическая и тактическая, она же action. Пожирать предназначенное для штудирования матана время будет в основном первая. Зато вторая, хоть и длится считанные минуты, станет главной причиной инфарктов и быстрым путем осознания собственной бестолковости. Впрочем, по порядку.
Итак, первая миссия Eagle Watch. Вам сообщают, что группа экстремистов захватила один из комплексов Байконура. Взяты трое заложников. Ракетоноситель «Энергия» заминирован. Кадры фотосъемки. Справиться с ситуацией способно только недавно сформированное подразделение по борьбе с терроризмом — Rainbow Six. Ваше подразделение.
Прежде всего, необходимо решить, кто из состоящих в организации профессионалов пойдет на задание. Набрать можно не более восьми человек, желающих же почти в два раза больше. На каждого приведено досье, краткое, но содержательное. Есть физиометрические характеристики — рост, вес, цвет глаз и т. д. Это — антураж, и большого значения для собственно игрового процесса не имеет. Зато создает устойчивое впечатление реальности происходящего. Отвлекаясь, скажем, что документально-информационная часть — очень сильная сторона игры. Все как в классической «конторе» детективного толка: досье, архив, фотографии, справки о замешанных в деле организациях. По окончанию миссии — вырезка из газеты. «Подразделение Rainbow Six проникло в посольство, нейтрализовало террористов и освободило заложников». Зрители ликуют. Мы — национальные герои. Здорово.
Но вернемся к теме. Значение имеют лишь характеристики, отражающие профессионализм и личные качества ребят. Самообладание, агрессивность, владение огнестрельным оружием и умение обезвреживать бомбы, всего — десять параметров. Наиболее реально на прохождении операции отражаются electronics, demolitions и stamina, а если взять, скажем, firearms — какая террористу разница, разрядил в него автомат боец с показателем 93 или 100? Косых в Rainbow Six не берут. Ну, а если еще немного огрубить — никакие характеристики не помогут реализовать коряво составленный план, равно как совершенный план слабо зависит от характеристик. Короче, здесь вам не тут. В смысле, не RPG.
Экипировка. Небольшой ассортимент бронежилетов и камуфляжей, винтовок и автоматов, гранат, магазинов и всяких полезных приспособлений расширился со времен оригинальной R6. Появилось три-четыре новых автомата, столько же пистолетов. Да только зря все это. Потому что основная концепция подбора вооружений не изменилась: есть три вида оружия — винтовка M-16A2, хеклеровский автомат с глушителем и штурмовое ружье Benelli M1. Первая хороша высокой дальностью боя, второй — малошумностью, третье — мощностью (выстрелом сносит деревянную дверь). Все остальное ничем особенным не выделяется и обречено вечно пылиться на складе. Пистолеты, как правило, не используются вообще. Зато практически ни одна миссия не обходится без гранат — уж очень здорово террористы от них краснеют. Только кровь приливает не изнутри, а снаружи. И вспышки — местами вещь вообще незаменимая. Лишает бандитов возможности целиться в течение нескольких секунд. А нам и одной секунды достаточно. Пиф-паф.
Что касается приборов и материалов, то их надо вручать людям в зависимости от конкретики миссии. Если предполагается обезвреживать бомбу — даем Demolition Kit товарищу с высоким показателем demolitions. Если ожидаются трудности с дверями — суем в рюкзак Lockpick Kit. Для деревянных дверей пригодятся Door Charges, которые, впрочем, с успехом заменит шотган или граната. И преодолеваем последнюю простую задачу — формирование групп в количестве от одной до четырех. Раскидываем людей по группам и переходим к тому, ради чего. К плану.

Планирование над пропастью (во ржи)
После пяти миссий Eagle Watch вы можете рассмеяться в лицо тому, кто скажет, что пройти Myth 2 или Brood Wars — сложно. Этот человек не играл в R6. Счастливчик.
Вообще говоря, вы можете воспользоваться моделью действий, заготовленной разработчиками. Если повезет, по завершению миссии три-четыре человека из вашего отряда останутся живы. И, может быть, даже спасут заложников. Но если вы всерьез собрались насыпать перцу под хвост террористам всего мира, то применяйте план разработчиков только для изучения территории. Пусть почти всех убьют, но вы посмотрите, кто убил и где. Кто предупрежден — тот будет предупрежден еще раз. И в своей смерти может спокойно винить только собственную тупость. Или AI.
Для тех, кто не знает, в чем заключается составление плана, несколько нудных формулировок. Составление плана заключается в том, чтобы выбрать для каждого отряда оптимальную траекторию продвижения по территории противника с таким расчетом, чтобы противник как можно реже понимал, что его убило. И чтоб он не услышал выстрелы и, занервничав, тут же не замочил заложников. Чтоб не погиб ни один боец из вашего отряда, ибо подразделение Rainbow Six пока что не производит рекрутских наборов среди лиц призывного возраста, а регулярно подставляемые под пули коммандос имеют свойство заканчиваться. Чтобы сапер успел добраться до бомбы, если бомба есть и на ней тикает будильник. Чтобы, если вы играете на уровне сложности veteran, были выполнены так называемые вторичные задания. Скажем, уничтожение всех антисоциальных элементов в здании. Чтобы число успешных суицидальных попыток было сведено к минимуму, бойцы должны грамотно применять гранаты. И не пытаться кидать вспышку в тот момент, когда враг уже наставил на них ствол. И главное — чтобы группы слаженно взаимодействовали: одна пробегает под балюстрадой, другая сверху стремительно снимает уже было заметившего нижнюю группу часового.
Как добиться, чтобы все эти «чтобы» осуществлялись? Может, кто-нибудь знает. Я — нет. Каждый ищет свой собственный путь. Некоторые находят. Другие говорят, что игра скучная и запускают Spec Ops. В принципе, вы можете, проявив немыслимое терпение, невероятную смекалку и нечеловеческую реакцию, попытаться пройти все миссии самолично, силами одной группы из двух-трех человек. Но стоит ли? Уж лучше играть в Spec Ops. Или в CTF — интересней. Однако вы лишите себя колоссального морального удовлетворения при виде того, как работает с таким трудом составленный план, как за две минуты все террористы погибают, а заложники с имбецильными лицами бегут к extraction zone за группой, проинструктированной на escort. И заметьте, во время операции вы отнюдь не бездельничали — вы помогали товарищам, подрезая врага там, где AI это проделать не в состоянии. Вы почувствовали, что это значит — Команда. Вы поняли, как это здорово — действовать по плану, который почти гениален, ибо всякий иной обречен на провал. Вы узнали Rainbow Six.

В строю
А что же тактическая часть, где, как было обещано, вас поджидают инфаркты и прочие следствия несовершенств нашего организма? Вам легче будет представить ее, если мы будем отталкиваться от обычного 3D action.
Итак, для примера, — четыре группы по два бойца в каждой. В начале миссии вы сидите в шкуре одного из парней «синей» группы. Работает стрейф, правда, реалистично замедленный, работает mouse look. За вами все время мотается напарник — мужик он полезный, поскольку нередко успевает нажать на курок раньше, чем вы поняли, куда надо стрелять. Вы можете переключаться между группами и побегать поочередно «красными», «зелеными» и «золотыми». В это время оставшимися ребятами управляет AI, действуя строго по набросанной в плане схемке. Иногда AI работает неважнецки, и контролируемый им боец застревает между колоннами или без причины бегает кругами радиусом в полтора метра. Тогда надо переключиться на него и помочь. Но подобные случаи, благо, довольно редки.
Даже на поле боя вы сохраняете некоторый контроль над отрядом. Во-первых, бойцам «своей» группы можно отдавать приказание «hold» (ждать), и менять основное задание. Скажем, engage поменять на escort. Отличие только в том, что в последнем случае за вами везде будут бегать спасенные заложники. На панели есть подвижный, как в Дюке, план того этажа, где вы в данный момент находитесь. Там обозначены коллеги по отряду и уже обнаруженные террористы. Соответственно, в нужный момент можно «вселиться» в нужную группу и подкорректировать действия.
Обстановка максимально приближена к боевой. Забыли перезарядить винтовку — ваша проблема. Забыли кинуть за угол вспышку или гранату и нарвались на огонь стоявшего там часового — не повезло. На десятую долю секунды позже нажали на курок, то есть левую кнопку мыши — очень жаль. Про все Quake’овские инстинкты можно забыть, поскольку здесь бой идет в другом стиле. Либо вы его, либо он вас. Как в deathmatch, где противники не промахиваются. Здорово спасает автоприцел — крестик сам перескакивает на ближайшего врага в зоне видимости. В целях пущей реалистичности можно его отключить — но тогда я вам не завидую.
Так что у нас с реализмом? Он, конечно, весьма условен, иначе играть было бы совершенно невозможно. Для начала, террористы совершенно не обращают внимания на своих почивших товарищей, если только не слышат громких выстрелов из автомата без глушителя. Да если и слышат, то далеко не всегда это показывают. Стабильное исключение — встревоженный грохотом пушек или гранат бандит обязательно пристрелит заложников. Но вот если в десяти шагах тихо скончался снятый бесшумной очередью товарищ, то это его никак не обеспокоит.
Очень забавляет невозможность упасть с высотных сооружений, каковых в игре немало. Более того, упасть откуда-либо нельзя в принципе. Прыгать бойцы не умеют, ни вверх, ни вниз. Общая скованность движений, далекая от возможностей банальнейшего 3D action, заставляет заподозрить ограниченность возможностей движка.
Впрочем, у «реализма» есть и обратная сторона — реальная. Ясное дело, что раненый в ногу человек может оставаться в строю, особенно если он идеологически подкован, как ирландские экстремисты, оккупировавшие здание парламента в Лондоне. Угрожали взорвать Биг Бен, между прочим. Так вот. Если вы попытались застрелить врага в ногу или руку, а он успел убежать, то продолжайте ждать от него неприятностей. А вообще, лучше стрелять в грудь или в голову — враги умирают, не пикнув. С другой стороны, появляется такое понятие, как несмертельное ранение вас. Ребята из Rainbow Six выдерживают до трех-четырех попаданий из пистолета в нижнюю конечность. Сам проверял, коллег не пожалел ради истины. Кстати сказать, если ваш боец лежит на полу в луже крови, это вовсе не значит, что он умер. Он, может быть, всего лишь ранен, и по прошествии нескольких месяцев вернется в строй. А вы до той поры попользуетесь время от времени прибывающими в организацию новичками.

Экскурсия по полигонам
Надеюсь, что некоторое понятие об основах игры у вас уже сформировалось. Посвятим несколько строк разговору о том, чем же, собственно, знаменит mission pack Eagle Watch. Новое оружие и новые профессионалы, поступившие на службу в Rainbow Six, в сущности, не столь уж важны. Соль игры заключается в операциях, или, точнее, в местах их прохождения. Пять миссий — пять уникальных видов окружения. Космодром в Байконуре мной уже упоминался, но он интересен разве что любопытным видом на носитель «Энергия», но котором почему-то написано «Буран», да прочими всегда радующими в англоязычной игре надписями по-русски. Зато оставшиеся четыре операции… в Eagle Watch террористы характеризуются прямо-таки патологическим пристрастием к красивейшим архитектурных памятникам мира — Тадж Махал, здание Парламента, из которого растет башня Биг Бена, Запретный Город в Пекине, вашингтонский Капитолий. Поубивав всех сепаратистов и экстремистов, можно еще минут десять просто побродить по зданиям, посглядывая, что там и как. Конечно, трудно сказать, насколько разработчики обеспечили правдоподобие интерьеров, но все равно проделанная работа впечатляет.
И надо ли повторять, что сами миссии построены с дьявольской хитростью и коварством, и что для успешной разработки плана игроку желательно обладать такими же качествами? Если вы — человек наивный и простодушный, то после прохождения Eagle Watch друзьям и знакомым будет вас не узнать. Куда исчезла былая доброта в глазах? Откуда там появились маленькие красные огоньки, сигнализирующие «не влезай — убьет!». Впрочем, шучу.

Полигоны для экскурсии
Беседа о графике Rainbow Six — самая грустная часть статьи. Возможно, разработчики, возгордившись мощностью геймплея, решили не уделять графике излишнего внимания. Каковы бы ни были реальные причины, следствие — перед глазами, и оно вовсе не вызывает восторга. Не сказать, чтобы все было совсем плохо, но знаете — от игры с таким потенциалом ждешь соответствующей графики. Всегда ждешь, но, как правило, напрасно. Напрасно мечтаешь о спецэффектах и скульптуроподобных моделях, об отсутствии багов и четко отрисованных текстурах. Всего этого в Rainbow Six нет. Eagle Watch немного исправил ситуацию, но лишь за счет знаменитых интерьеров. В общем, пожелание в адрес Red Storm сделать новый, мощный графический движок остается в силе.
Зато разработчики проявили недюжинные таланты по части создания благопристойного интерфейса. Впрочем, иначе и быть не могло, иначе R6 не была Игрой, ибо непонятливый интерфейс в таком сложном проекте безжалостно зарубил бы весь геймплей топором Родиона Романовича. Но интерфейс понятен — прост, удобен и функционален. Единственное замечание — не мешало бы подкорректировать 3D план, который неприязненно воспринимается глазом вследствие его, плана, однотонности. Больше претензий нет.
Музыка хорошая, симфоническо-эпическая, звук же — на уровне «не так, чтоб очень» и в игровом процессе значит немного. Разве что радиосообщения от групп позволяют в какой-то степени анализировать ситуацию. Пусть же в процессе создания Rainbow 6: The Sequel (который ждем в 4Q/1999) разработчики берут пример с Thief. Там звук значил многое, так неужели в симуляторе действий антитеррористической группы должно быть иначе?

***
Делать каких-либо глобальных выводов о решающем значении Rainbow Six для развития компьютерных игр в целом мы не станем — из статьи это и так ясно. Скажем только, что Eagle Watch являет собой отличный пример misson pack’a, каким он должен быть. Жаль, конечно, что миссий всего пять, зато они вполне способны поднять уже было поутихшую волну интереса к классике (а в том, что Rainbow Six принадлежит к этому наиболее почетному разряду игр, нет сомнений) от Red Storm. Я, кстати, уже говорил вам, что так и не освободил сенатора, взятого в заложники в здании Капитолия? Нет? Это предлог попрощаться: если протянуть слишком долго, бедолагу могут и пристрелить за ненадобностью. Курсор мыши неумолимо подползает к ярлыку диска с Eagle Watch… Ну, вот и все, сейчас мы покажем этим негодяям, как захватывать сенатские крылья Капитолия. Банзай.

P. S. В принципе, опциональным критерием легко можно поставить оригинальность, ибо это, пожалуй, основное, что отличает игру. Но соблюдая традиции раздела action, ставим «дизайн».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*