Тайны многопользовательских миров. MMORPG сегодня

Пришло время продолжить наше путешествие по увлекательному миру онлайн-игр. В прошлом материале мы изучили историю возникновения MMORPG, начиная от примитивных текстовых проектов и заканчивая глобальными многопользовательскими мирами. Настала пора поговорить о ситуации нынешней. Какие MMORPG популярны сейчас? Что нового изобретают разработчики? Чем современные онлайн-игры отличаются от своих более старых собратьев? На эти и многие другие вопросы мы, так или иначе, попытаемся ответить. Но прежде нам придется совершить еще одну маленькую экскурсию в недалекое прошлое, поскольку рассматривать текущую ситуацию на рынке MMORPG невозможно без принятия в расчет одного феномена, имя которому…

Картинки по запросу World of Warcraft

World of Warcraft

Компания Blizzard известна всему сообществу геймеров тремя легендарными сериями игр: «Diablo», «Starcraft» и, конечно же, «Warcraft». В 2002 году разработчики выпустили «Warcraft III» — игру, которая очень быстро завоевала популярность и с честью подхватила знамя несколько подзабытой серии. Спустя год свет увидело дополнение «The Frozen Throne», улучшившее без того замечательную стратегию и окончательно сделавшее «Warcraft III» обязательной дисциплиной на любом киберспортивном чемпионате. Популярность серии возросла, как никогда – лучшего времени для выпуска чего-то большого не придумаешь. В результате в 2004-м геймеры увидели проект, который очень скоро стал недосягаемым для конкурентов – MMORPG «World of Warcraft».

Рассуждать о «World of Warcraft», тем более с критической точки зрения, не рискуя при этом быть распятым многомиллионной армией фанатов этой вселенной, невозможно. По отношению к этой MMORPG чаще, чем к какой бы то ни было другой, употребляется слово «самая»: самая популярная, самая дорогая, самая прибыльная, самая-самая… И ведь все это – чистая правда. Ни один другой онлайн-проект и не мечтает об 11-миллионной аудитории подписчиков, а прибыль, которую приносит «World of Warcraft» компании Blizzard, заставляет вздрагивать даже признанных гигантов игровой индустрии. Выходившие дополнения «The Burning Crusade» и «Wrath of the Lich King» только увеличивали популярность этого мира, а маячащее на горизонте «Cataclysm» едва ли нарушит эту традицию. И хотя некоторые ветераны утверждают, что игра, благодаря дополнениям, испортилась, аналитики, изучающие данные продаж, и ничуть не убывающая армия фанатов с ними явно не согласны.

Картинки по запросу World of Warcraft

Легендарная MMORPG «World of Warcraft» вы всей «красе». Кто-то еще сомневается, что графика – не главное?

Но у нас здесь не кружок фанатов или ненавистников «World of Warcraft». Наша цель – разобраться в той роли, которую сыграл проект для всей индустрии многопользовательских развлечений. И тут, как водится, «мнение администрации сайта может не совпадать с мнением автора статьи»… Ситуация такова, что «World of Warcraft» больше всего напоминает не какой-то революционный эксперимент, не средоточие новых интересных идей, а своеобразную итоговую черту под еще одним этапом развития MMORPG. Если посмотреть внимательно и беспристрастно, в «World of Warcraft» практически нет ничего уникального! Тем не менее, разработчикам из Blizzard можно аплодировать стоя за то, что они первые с такой скрупулезной точностью и внимательностью собрали в одном онлайн-проекте все лучшие элементы из других MMORPG, объединив их в одной очень популярной вселенной с затягивающим сюжетом. Первые и единственные, поскольку больше такое «собрание» даже схожей популярности не обретет – это уже доказано. В первые годы после релиза «World of Warcraft» другие разработчики, совершенно ошарашенные таким головокружительным успехом Blizzard, пытались делать на скорую руку проекты-клоны, но стоит ли удивляться, что они прошли совершенно незамеченными? У геймеров появился целый мир, сотканный из элементов, один другого краше, и заставить их играть в то же самое, но под другим названием, никому уже было не под силу. Итог был подведен, все лучшее, что только существовало в мире MMORPG по состоянию на 2005 год, нашло свое отражение в «World of Warcraft» и конкурентам не осталось ничего другого, кроме как начать экспериментировать…

Картинки по запросу World of Warcraft

«World of Warcraft»: простота – залог успеха

В поисках нового

«World of Warcraft» заставил разработчиков активно изобретать новые элементы в устоявшемся жанре MMORPG, и в этом плане роль творения Blizzard для всей игровой индустрии сложно переоценить. Задача сложная, что ни говори, но это вопрос выживания и именно такие трудности двигают всю индустрию вперед.

Первым делом, разработчики обратили свои взоры в сторону PvP-элементов, поскольку они, объективно, меньше всего развиты в «World of Warcraft», создатели которой, не скрывая, делали основной упор на PvE-составляющую. Так, в 2005 году была выпущена MMORPG «Guild Wars» от компании ArenaNet. Сильный крен в сторону PvP, битвы на аренах и клановые войны позволили проекту завоевать определенную популярность и закрепиться на рынке. Также стоит учитывать, что разработчики задействовали в «Guild Wars» новую по тем временам систему оплаты, по условиям которой геймеры не платили за подписку, а лишь покупали саму игру и периодически выходящие дополнения.

Картинки по запросу Guild Wars

Передвигаться по миру «Guild Wars» лучше всего в компании друзей

Еще один проект, не просто сделавший ставку на PvP, а поставивший этот элемент во главу всего геймплея — «Warhammer Online». Разработка этой MMORPG началась еще в 2004 году и проходила отнюдь не гладко. Проект переносили, даже закрывали, но спустя 4 года он все же вышел, и старт его был весьма успешным. Система RvR, дебютировавшая и произведшая настоящий фурор в 2001 году в MMORPG «Dark Age of Camelot», — так называемые «открытые задания», осады замков, поистине масштабные сражения сотен персонажей – позволила игре заявить о себе. Кроме того, нельзя забывать о сеттинге! Вселенная Warhammer Fantasy очень стара и по популярности вполне может тягаться с миром Warcraft. К сожалению, «Warhammer Online» начала угасать так же стремительно, как и вспыхнула. Проект во многом погубили досадные недоработки и к тому времени, когда основные из них были устранены, большая часть геймеров уже покинула этот многопользовательский мир.

Это, кстати говоря, является одним из важнейших пунктов для любой онлайн-игры: она должна цеплять сразу. Выпустить «сырой» многопользовательский проект и рассчитывать на его послерелизную «шлифовку» – непростительная ошибка. Геймеров в MMORPG необходимо удерживать сразу, в противном случае они покинут проект в поисках более качественных альтернатив, а вот вернуть их спустя месяцы и заставить посмотреть на «обновленный» мир – задача крайне сложная.

Картинки по запросу Warhammer Online

Осада замка в «Warhammer Online». Народу пока маловато, вот доберемся до столицы…

Сеттинг – это еще один элемент, на который обратили свое внимание разработчики в поисках чего-то нового. Пути создателей MMORPG в этом вопросе разделились. Часть занялась разработкой многопользовательских игр в раскрученных мирах. Ставка в этом случае делается на уже сформировавшуюся армию поклонников той или иной вселенной, и сама игра может даже не отличаться чем-то особенным. Главное – достоверно и грамотно изобразить знакомый геймерам мир. Отличным примером такого подхода может служить MMORPG «The Lord of the Rings Online», созданная в 2007 году по мотивам легендарного «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена. Игра отлично чувствует себя и по сей день, хотя с геймплейной точки зрения очень напоминает «клон» «World of Warcraft». Но разработчикам удалось великолепно передать атмосферу книг и не менее успешных фильмов Питера Джексона, что и стало залогом успеха проекта.

Картинки по запросу The Lord of the Rings Online

«The Lord of the Rings Online»: мир Средиземья снова в опасности! Интересно, тут вообще спокойно бывает?

Еще один пример успешного использования популярных вселенных в онлайн-играх – совсем молодой проект «Star Trek Online» от Cryptic Studios. Эта MMORPG вышла в феврале 2010 года, и судить об ее успехе или провале пока рано, но свою аудиторию она уже нашла. На руку проекту сыграл подход разработчиков, которые не стали делать из «Star Trek Online» очередную эпическую сагу, а создали довольно скромный, но цельный мир. К тому же сотрудники Cryptic Studios держат постоянную связь с фанатами вселенной «Star Trek» и стараются учитывать все их пожелания.

Картинки по запросу Star Trek Online

«Star Trek Online»: космические перелеты чередуются с такими вот перестрелками

Мы пойдем на север

Другая часть разработчиков, пытаясь привнести в сеттинг что-то новое, пошла по пути революции. После выхода «World of Warcraft» фэнтезийная тематика, и без того уже порядком заезженная, начала терять свою популярность еще стремительнее. Рассчитывать создать орков, эльфов, гномов и гоблинов лучше, чем у Blizzard, было глупо. Поэтому «вдруг» оказалось, что в MMORPG до сих пор очень слабо использовалось множество интересных идей, и проекты с уникальными мирами и сюжетами начали появляться одни за одними. Называть их все, по понятным причинам, не будем – ограничимся наиболее знаковыми.

В первую очередь, «вторую жизнь» получила «супергеройская» тематика, заложенная сотрудниками компании NCSoft в тандеме MMORPG «City of Heroes» и «City of Villains» 2004-2005 годов выпуска. Миры комиксов как нельзя хорошо подходят для создания многопользовательских игр – здесь можно дать волю фантазии! Когда главные персонажи – супергерои и суперзлодеи, совершенно уместно смотрятся любые, даже самые невероятные способности, фантастические локации и «кислотные» костюмы.

Свое «супергеройское» слово сказала в 2009 году все та же компания Cryptic Studios, выпустив MMORPG «Champions Online». Игра полностью соответствует духу комиксов: в огромном вымышленном мегаполисе геймеры в роли разномастных персонажей со сверхспособностями, облаченные в разноцветные костюмы, сражаются друг с другом во имя Зла или Добра – смотря, кому, что по душе. Как показала практика, игроки совсем даже не против почувствовать себя героем комиксов, поэтому сейчас в разработке находится еще несколько проектов на эту тему. Наиболее интригующей является MMORPG «DC Universe Online», где персонажи понятно какой вселенной комиксов будут бороться за свою правду, только облачены они будут в брендовые трусы, одетые поверх не менее брендовых лосин…

Многие разработчики устремили свои взоры в космос. «Ветеран» индустрии — MMORPG «EVE Online» однозначно доказала, что «звездная» тематика геймерам также не чужда. Покорять вселенную сегодня собираются сразу несколько компаний. MMO-проект «Black Prophecy» от Reakktor Media обещает поразить геймеров своим масштабом и полной свободой действий. Ее «звездная» сестра – MMORPG «Jumpgate Evolution», создаваемая силами компании NetDevil, должна сосредоточиться на космических боях между представителями трех противоборствующих фракций.

Эксперименты проводятся и во многих других игровых вселенных. Разработчики постоянно пытаются найти и предложить геймерам уникальный антураж и неповторимую атмосферу. Так, создатели «постапокалиптической MMO» «Fallen Earth» решили воспользоваться интересной темой «мира после ядерной катастрофы», сыграв, тем самым, на чувствах поклонников таких проектов, как легендарный «Fallout». Другие разработчики, вроде создателей Action MMO «All Points Bulletin», пошли по пути сурового реализма, не став заново изобретать велосипед. Сотрудники компании Funcom в своем проекте «The Secret World» тоже используют в качестве основного реальный человеческий мир, однако интригуют, объединяя его с загадочной и опасной альтернативной реальностью.

Завершая разговор о разнообразии сеттингов в современных MMO-проектах, просто нельзя обойти вниманием разработку компании BioWare – MMORPG «Star Wars: The Old Republic». В ней используется и космическая тематика и одна из самых популярных вселенных в мире – «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Эту игру, релиз которой запланирован на весну 2011 года, уже давно называют главным событием в мире MMORPG. Титул «убийцы WoW», которым уже награждали несколько проектов в прошлом, но, как оказалось незаслуженно, за этой MMORPG тоже закрепился. Справедливо или нет – покажет время. Однако огромный бюджет и одна из лучших компаний-разработчиков в современной игровой индустрии, бесспорно, привлекают к «Star Wars: The Old Republic» повышенное внимание.

Картинки по запросу Star Wars: The Old Republic

На разработчиках MMORPG «Star Wars: The Old Republic» лежит большая ответственность – столь масштабных многопользовательских проектов не появлялось уже давно…

Бесплатный сыр

Free-2-Play – пожалуй, самый масштабный эксперимент на рынке современных MMO-проектов. Эта бизнес-модель, появившаяся в Азии как вынужденная мера борьбы с пиратством, на практике оказалась невероятно успешной. Вообще, экспериментировать с возможными моделями оплаты разработчики пытались давно, но без особого успеха. После же выхода «World of Warcraft», индустрия (во всяком случае, ее европейская часть) и вовсе на некоторое время «зациклилась» на модели Pay-2-Play. Логика понятна: если самая успешная MMORPG в мире использует абонентскую плату, значит это и есть самая выгодная бизнес-модель.

Нынешняя ситуация показывает нам, что это утверждение, как минимум, не совсем верно. Free-2-Play при грамотном использовании является ничуть не менее успешной бизнес-моделью и, как ни парадоксально, даже более прибыльной. Да-да, «бесплатные» игры зачастую приносят своим создателям больше денег, нежели их «платные» конкуренты! Более того, многие проекты, чья популярность начала падать, буквально обрели второе дыхание, перейдя на «условно-бесплатную» модель распространения. Пример MMORPG «Dungeons and Dragons Online», чья база игроков увеличилась в разы за считанные месяцы после перехода на модель Free-2-Play, заставил многих европейских разработчиков пересмотреть свои позиции в этом вопросе. В результате, сегодня сразу несколько крупных проектов – признанных «ветеранов» индустрии либо уже перешли на эту бизнес-модель, либо собираются это сделать. Среди них «The Lord of the Rings Online», «EverQuest II» и другие…

Картинки по запросу Dungeons and Dragons Online

MMORPG «Dungeons and Dragons Online» буквально «ожила» после перехода на бизнес-модель Free-2-Play

Free-2-Play проекты предлагают за реальные деньги приобретать вещи, без которых играть вроде бы можно, но сложно, либо просто неинтересно. При этом у такой бизнес модели есть свои подводные камни. Разработчикам крайне важно не «перекрывать кислород» тем геймерам, которые не хотят платить в принципе, то есть не создавать ситуации, когда покупать что-либо приходится в добровольно-принудительном порядке. Жадность губит всех, а не только «фраеров» из известной поговорки… Некоторые MMORPG обрели дурную славу как раз «благодаря» тому, что их создатели «ошиблись в расчетах» и сделали игру без вливаний реальных денег практически невозможной. Здесь нельзя не вспомнить отечественный проект «Аллоды Онлайн», который, в особенности на первых порах, «поразил» геймеров, как разнообразием товаров магазина, куда попали жизненно необходимые для любой MMORPG вещи, так и ценами…

Картинки по запросу мморпг магазин

Среднестатистический внутриигровой магазин любой Free-2-Play MMORPG: любой каприз за ваши деньги!

Имя нам – легион

Жанровое разнообразие MMO-игр – вот, без сомнений, самая масштабная и интересная тема. Частично мы ее затронули, когда говорили о том, что «в онлайн» выходят не только RPG, но и симуляторы, стратегии, action. Однако все это – лишь верхушка айсберга! Мы еще ни словом не обмолвились об огромном рынке браузерных многопользовательских игр, внушительном разнообразии казуальных MMO-приложений для социальных сетей… Эти игры, по сравнению со своими «полноценными» собратьями, могут показаться детскими забавами, однако они приносят своим создателям в общей сложности миллиарды долларов ежегодно! К тому же, их «примитивность» уже давно является весьма спорной: некоторые браузерные онлайн-стратегии по сложности могут дать фору иной «хардкорной» RPG. Но об этом в следующий раз…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*