Stunts (forgottenware)

Stunts (forgottenware)

Что называется, привет из прошлого. Расскажу небольшую историю создания этого ретровью (нежелающие могут пропустить весь курсив). Для отправки в редакцию данного номера «АНави» был выбран ZIP (для тех, кто не: это формат накопителя на гибких дисках — проще говоря, здоровенная дискета на 100 мб), места на нем критически не хватало, для чего был произведен процесс, называемый в народе «поскрести по сусекам». В результате глаз напоролся на знакомый архив, хранимый с доисторических времен — stunts.rar. Как говорится, приплыли в Америку, а там бублики под самовар. Ностальгия, одним словом.

Жанр — Симулятор/спорт
Разработчик — Broderbund Software
Издатель — Distinctive Software, Inc.
Платформа — DOS
Дата выхода — 1990 год

Итак, Stunts. Слово, многим ассоциирующееся со всякими «Тони Хавк Про Конькобежец» (спасибо любимому QTrans за столь точный перевод) и очень немногим – с автосимуляторами. Про первых мы поговорим в следующий раз, а вот на вторых остановимся.
На дворе 1990 год. Отгремел Test Drive: The Duel, поставивший планку автосимов на запредельный уровень, Need For Speed еще даже не задумывается в самых воспаленных умах, царят повальные EGA и VGA, 16 цветов и общая аркадность. В этот хаос внезапно влетает с молодецким уханьем фирма DSI в обнимку с Broderbund и начинает делать новый жанр. Этот жанр на PC так и остался с единственным представителем, хотя на огонек заглядывали многие, и продолжают заглядывать. Имя этому жанру – Stunt Car Sim, имя игре – Stunts. Кстати говоря, DSI создала Test Drive: The Duel.

В чем ее суть? Игроку выдается приличное авто (о, оцените список! Lamborghini Countach, Ferrari GTO, бесподобный Jaguar XJR9 IMSA, Lancia Delta HF Integrale 16V, джип Lamborghini LM-002, Porsche 962 IMSA, знаменитый Porsche Carrera 4, ультрагоночный Porsche March Indy, Corvette ZR1, Acura NSX, Audi Quattro Sport. На первый взгляд, суперкары уже довольно старенькие, но и игра-то не нова), игрок запускается на трассу (о которой ниже), которую он должен проехать быстрее оппонента. Вроде бы все просто, но не тут-то было. В чем же уникальность игры?

Lamborghini versus Porsche (AKA «Джип» против «Индикара»)

Во-первых, в небывалом разнообразии автомобилей. В одну игру вместить «Индикар», джип и вполне гражданский Audi Quattro – это надо постараться. И авторы действительно справились с этой задачей! Автомобили ведут себя вполне правдоподобно, естественно, если судить по уровню реализма того времени. Сейчас все выглядит более чем аркадно. Хотя есть и интересные детали – например, если усесться за баранку джипа, то мы будем видеть все с более высокой точки зрения нежели, допустим, с Acura NSX. Я умолчу о различных характеристиках автомобилей — в приличной игре это должно быть по умолчанию. Идем дальше.

Поднимите мне веки!

Второе, что делает игру шедевром, это, конечно же, графика. Я не буду уподобляться разным экспертам и оплевывать графику двенадцатилетней давности. Мне, вообще-то говоря, трудно об этом судить — Stunts я впервые увидел довольно давно, тогда графика просто сшибала с ног. И до сих пор сшибает — ну не могу я избавиться от этого ощущения.
Тогда графика произвела фурор – после двухмерных «Тест Драйвов» полностью полигональная графика с небывалой детализацией объектов, повторюсь, ошеломляла. Посмотрите на скриншоты и представьте, что у вас на стене висит календарь 1990 года (можете ради чистоты эксперимента поставить системные часы на этот год. Вот вам и неказистая графика, как скажет какой-нибудь читатель).
Рядом с графикой идет и звук – он уже поддерживал все звуковые карты, в меню играла потрясающая музыка… Как жаль, что скриншоты не способны передать эти ощущения

ЛЕЧУУУУУУУУ!

Итак, мы подобрались к самому главному, что заставляло играть в Stunts сутками напролет. Это трассы.

«Трасса» – это мягко сказано. Разработчики, скорее, представили нам полосу препятствий — иначе треки обозвать нельзя: такое нагромождение трамплинов, мертвых петель, труб с разными фокусами и прочих конструкций в наше время можно увидеть, разве что, на строительстве Третьего Транспортного Кольца. Легко можно было расквасить авто, грохнувшись с трамплина, допустим, в воду или звезданувшись о какой-нибудь небоскреб. Так что прохождение трассы (даже в одиночку!) становилось нетривиальным занятием. Дуэль – человек против компьютера – бывало, шла очень ожесточенно. Хотя иногда судьба делала нам подарок: компутер изредка не рассчитывал скорости и падал с мостов.
Особенно удалось авторам передать эффект свободного падения в машине. На моей памяти это был первый автосим, в котором мы активно летали на автомобиле (Test Drive 2 с его падениями с обрывов не в счет).
Трассы были замкнуты, но не линейны: наличествовали и развилки, и перекрестки, и многое другое. Плюс, конечно же, возможность ехать туда, куда заблагорассудится. В пределах трека, конечно.
Что? Вы спрашиваете, сколько там было трасс? Бесконечное множество. Ага. С игрой поставлялся встроенный редактор трасс – на одном из скриншотов можно увидеть не совсем окно редактора, но режим выбора и обзора трассы (созданной, правда, не мной. Приведенная трасса — самая эффектная по виду и играбельности. Пользуясь случаем, передаю создателю этой карты привет). Создание карты шло в двухмерном режиме, было очень простым и зачастую занимало бОльшую часть времени, нежели сама езда как таковая. Причем к редактору карт авторы подошли со всей серьезностью: такого продуманного интерфейса давно не было видно. Там даже был компилятор, который даже указывал на несостыковки в трассе!

Так что процесс игры превращался в цикл «создали-проехали», причем и то, и другое доставляло массу удовольствия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*