Stronghold. Прохождение

Эту игру принято вяло хвалить, но в самом конце всевозможных обзоров и ревью обязательно стоит лицемерная строчечка типа: «Да, знаете ли, да. Славная игрушечка, славная, но чего-то не хватает. Да, чего-то такого не хватает, даже не знаю чего. Этого самого, геймплея не хватает, во!». Птичьего молока вам не хватает, господа критики.

Существует такая порода игроков RTS, называемая «дикобразами» — это те самые геймеры, что терпеть не могут рашей, стремительных захватов территорий и прочих подвижных маневров. Им бы окопаться, заставиться бункерами, наладить линии обороны и поджидать атак противника. Да! Мы «Дикобразы» ждали Stronghold, и мы его дождались!
Итак:

Военная кампания.
Смысловая завязка. Коротко.
Злые дикие Бяки утащили в свое логово Короля (неизвестной, но очень средневековой страны). В отсутствие Бати, местные лорды (Крыс-трусливый, Змеюка-подлая, Кабан-прожорливый и Волчара-позорный) слегка распоясались и учинили произвол, совместив его с захватом власти и гноением всего и вся до чего смогли дотянуться их загребущие лапы. Естественно, честные и относительно благородные лорды воспротивились такому «братковскому» беспределу и подняли бучу. А чтобы самим не сильно напрягаться, и спокойно посидеть за круглым столом попить эля под яркие речи, они напрягли нас. Итак, вон тот мужик в синем плаще, что ходит вокруг вечноквадратной будки — это Вы!

Основные элементы управления.
Путь к сердцу вассала лежит через его желудок.
Эту истину надо зазубрить, как «Отче наш», (для атеистов «2х2=4»). Еда — самое главное оружие любого феодала.
Как правило, в начале каждой миссии кое-чего в амбаре уже лежит, что дает вам время бросить все силы на добычу… досок. Именно досок. Следует строить не менее 4 лесопилок в самом начале игры, в противном случае дерева будет катастрофически не хватать. Теперь, убрав скорость до 10, рекомендуется на все средства заняться возведением «продуктовой цепочки». Эта цепочка совсем проста на первых уровнях — несколько охотничьих домиков, молочных фермы и т.д., и несколько интереснее с появлением пшеницы.
Располагая строения, следует учитывать, что произведенные продукты и полуфабрикаты совершают видимые передвижения, отнимающие время на дорогу в соответствии со степенью удаленности складских помещений от производственных. Строить пекарни стоит вокруг амбара, как и оружейную возле мастерских. В противном случае, работники будут таскаться с мешками, кульками и досками по всей карте вместо того, чтобы заниматься делом.
Основные советы по построению «крепкого тыла»:
1) Прежде чем начать строительства, поставьте игру на паузу и спокойно распланируйте застройку вотчины. Первым делом следует ознакомиться с каталогом доступных строений, прощелкав все иконки застроек.
2) Замок — это в первую очередь склад. Строя его, выбирайте место на пересечении предполагаемых «путей снабжения».
3) Амбары и оружейные, могут быть построены только вплотную друг к другу, и желательно поближе к складу, поскольку мастера, принеся в хранилище готовый продукт, сразу пилят на склад за сырьем, не заходя домой.
4) Пекарни и мастерские оружейников стоит строить «вторым слоем» вокруг склада, сразу за мельницей, оружейной и амбаром.
5) Поля, фермы, лесопилки и т.д. строятся «третьим слоем».
6) Необходимо оставлять проходы между домиками.
7) На одну каменоломню должно приходится не менее трех волов, на четыре зернофермы — одна мельница, на одну мельницу — не менее восьми пекарен (количественное соотношение построек зависит от степени удаления их от складских строений).
8) В любом случае, первые миссии стоит начинать на самом низком уровне сложности, чтобы просто выработать для себя оптимальную систему снабжения.
Итак, наметив основные «продуктовые цепочки», можно временно не обращать на них внимания, и заняться войной.

Сто сарациов я убил во славу ей!
Война. Как театр начинается с вешалки, так война начинается с денег. Всякий порядочный лорд просто обязан сидеть на сундуке с золотом и скупо выплачивать его своим потенциальным солдатам. А золото добывается торговлей и налогами, причем торговля поставлена в игре весьма достойно и не очень грабительна. По крайней мере, в каждой миссии можно найти сферу производства для удачной торговли.
Налоги стоит немедленно повысить на 1 пункт, а накопив пищи, повысить и потребление еды, чтобы народ не жаловался. Далее количество потребляемой пищи стоит так же повышать одновременно с налогами, и денег вам должно хватить. Теперь можно нанять много солдат.
Итак, точите ваши мечи!

Миссия 1. Первый лагерь.
Поставьте скорость на 10. Плюхните хибару общинного дома как можно ближе к деревьям. Рядом разместите амбар. На ВСЕ данные вам доски постройте домики лесорубов между деревьями и складом (поближе к складу). Увеличьте скорость до 90. По мере появления на складе новых досок стройте домики охотников (поближе к амбару) и одну хижину, когда у костра кончатся люди. Всё.

Миссия 2. Постройка форта.
Поставьте скорость на 10. Разместите амбар около костра (но не в притык). На ВСЕ данные вам доски постройте домики лесорубов между деревьями и складом. Пометьте всех лучников на воротах и переведите их в режим активной обороны (кнопка «сжатый кулак»). По мере появления на складе новых досок стройте домики охотников (поближе к амбару) и одну хижину, когда у костра кончатся люди.
У вас не дежавю! Просто тут стратегия совершенно аналогична. Как только доски станут стабильно прибывать достраивайте стену (произвольным образом). Ворот должно быть несколько, чтобы охотникам по возвращению с добычей не пришлось делать крюков (в данной миссии это не существенно, но учтите на будущее). При возведении стен и ворот полезно нажимать пробел, это упростит восприятие правильности возводимых сооружений (часто при построении в общем режиме в стенах допускаются незамеченные дыры). Когда прибегут волки, закройте все ворота. Если волков слишком много, натравите на них лорда — себя самого. Вы очень сильный воин (для волков).

Миссия 3. Истребление волков.
Простенькая миссия. Стройте общинный дом в центре плоского холмика. Возводите шеренгу лесопилок, охотничьи домики, оружейную, мастерскую лучников и казармы. Штампуйте лучников, да пристраивайте потихоньку стены вокруг вашего хозяйства.
Вскоре, совершенно неожиданно, появится ма-а-а-ахонький отряд вражеских солдат. Советник скажет вам, что их надо быстро ловить и убивать, чтобы не сбежали и не донесли Крысе о вашем появлении — не верьте, они и не подумают убегать. Спокойно подойдите и настучите им по чайникам, кои таковые у них при себе окажутся. Если лучников еще маловато, идите в бой самостоятельно, Вас, конечно, потреплют, но не убьют. Не забывайте и об обороне от волков, они будут совершать гнусные внезапные набеги.
Как только соберете солидный отряд стрелков (человек двадцать для верности), храбро идите уничтожать волчьи скопления. Всё. Миссия пройдена.

Миссия 4. Тайная застава.
Миссия простая, но интересная. Естественно, строить замок надо на верхнем плато и как можно ближе к обрыву. Развивайте хозяйственно-оборонительную систему обычным порядком. К охотничьим домикам добавятся коровники, они не очень производительны, но зато стабильны, и их стоит понастроить побольше. (Покройте ими со временем, все свободное место на верхнем плато, но только после постройки стен). Для начала достаточно трех ферм. Не увлекайтесь хижинами, свободных людей у костра тоже надо кормить.
Пора подумать об обороне. Перегородите воротами и частоколом оба возможных прохода на плато из зеленой долины. На дальние ворота (те, что ближе к середине карты) загоните побольше лучников и ждите врага. Скорее всего, вы не успеете перегородить намертво оба прохода до первой атаки, а потому смиритесь с неизбежным прорывом и активно задействуйте Себя Любимого в первой битве. Пришедшие копейщики запросто гибнут под ударами Вашего меча.

Миссия 5. Между молотом и наковальней.
Островок. Очень удобно для обороны и жутко неудобно для атаки. По счастью атаковать придется не вам. Итак — первоочередная задача блокировать броды деревянными воротами. Лучников, данных в самом начале рекомендуется немедленно загнать на крышу цитадели — радиус их стрельбы повысится.
Немедленно строим лесопилки, и одну мастерскую лучника.
Осуществляется «пшеничная» продуктовая цепочка, самая сложная и самая производительная из всех представленных. Три зернофермы, одна мельница, пристроенная вплотную к складу и три пекарни. Вообще, стоит строить новые пекарни до тех пор, пока на складе будет оставаться мука, а как только она, наконец, закончится, следует немедленно строить еще одну зерноферму и т.д. Главное запомните — пшеничное производство Очень производительно, но для него требуется Очень много пекарен и мало мельниц.
Понятно, что зернофермы надо строить со стороны острова противоположной месту появлению противника. На оставшиеся средства строим казармы.
Строим еще одну мастерскую лучника и пару хижин. Дерева у вас уже должно скопиться предостаточно и осталось просто блокировать все броды воротами и стенками, приведя их вплотную к воде. Обносить весь остров частоколом — не обязательно.

Миссия 6. Крыса выдвигает предложение.
Не пугайтесь, когда после скоренькой расправы над вашими людьми, игра выбросит вас в меню загрузки — так всё и было задумано.
Наконец то! Вам разрешило повозводить каменные стены! Ура! Теперь можно почувствовать себя настоящим феодалом.
Миссия проста. Стройте небольшую крепость — обойти ее и добраться до незащищенных полей и огородов враг не успеет. Противник наступает поочередно с двух направлений. Впереди несутся и быстро гибнут мужики с лестницами, за ними не особо спеша бредут копейщики, и тоже гибнут. Проблемы может составить катапульта… Но в нее можно и пострелять всей толпой, поскольку она слишком близко подъезжает, да и запас камней у нее небольшой.
Основные принципы постройки каменных защитных сооружений в условиях жесткой игры сводятся к следующему:
Крепость можно отстраивать двумя способами: красивым и эффективным. Попробую пояснить.
Красиво строится так: длинные стены, ворота, башенки, знамена, зубчатые стены и снова башенки. Потом можно долго любоваться получившимся чудом архитектурной мысли с высоты птичьего полета.

Эффективный способ: все то же самое, но получается некрасиво. Особенно эффективны т.н. «Одинокие башни» (настоящие «дикобразы» называют их «дотами»). Сооружение представляет из себя вынесенную в чисто поле (а лучше всего на холмик вблизи места появления вероятного противника) башню (любую из доступных), плотно «завернутую» в один — два слоя стены и еще один третий слой зубчатой стены. К этому толстенькому сооружению пристраиваются «Ворота». На башню загоняется толпа лучников/арбалетчиков и ворота запираются. Всё! В вашем распоряжении универсальный «дот», практически неприступный, поскольку отсутствует лестница, а, разрушив ворота, враг ничего не добьется. Ломать же три слоя стены, а потом еще и башню… — работка еще та. За это время стрелки на башне успевают смести толпы наступающей пехоты без особого вреда для себя. Более того, обычно (почти всегда), компьютерный противник просто игнорирует башню и упрямо всей толпой пилит мимо нее под градом стрел. Во многих миссиях приятно ставить подобные «доты» у бродов и болот — результативность обстрела потрясает воображение. Секрет «дота» в том, что, засевшие на нем стрелки, обстреливают противника не только на подходах к родным стенам, а на протяжении всего его пути — до «дота» и от «дота», то есть вдвое дольше и безопаснее.
А вот башня и ворота, вкрапленные в стену — самое уязвимое место крепости, поскольку их разрушение открывает широкие бреши (особенно саперами-подкопокопателями противника, которые придут вас штурмовать в более поздних миссиях). Отсюда вывод — обносите башни снаружи хотя бы одним «слоем» стены, пусть даже деревянной, если вы не гонитесь за эстетическим удовольствием от созерцания правдоподобных фортификаций. Эта стена надежно предохранит башню от пеших ковыряльщиков, смягчит катапультную бомбардировку и примет на себя подрывные(подкопные) работы.

Миссия 7. Прорыв.
Вот, достукались до быстрого штурма. Как только игра начнется, немедленно ставьте ее на паузу, снижайте скорость до 10 и полюбуйтесь какая неслабая орда к вам приперлась в гости. Приедет и катапульта.
Со всех ног мчитесь всеми силами на каменную стену и там закрепляйте лучников на воротах, а копейщиков вдоль всей стены. В принципе, штурм не сложен, если вы успеете все это сделать. Смело пускайте в бой Себя-Лорда, если копейщики врага прорвутся.
Особых хитростей нет, главное быстро добежать до стен и закрыть ворота. Впрочем, оправдала себя и тактика «бросания стен на произвол судьбы» — т.е. все ваши лучники загоняются на главную цитадель, вместе с несколькими копейщиками, а остальные копейщики ждут врага внизу. В этом случае, противник часто сосредотачивается на пустых стенах и выходит под выстрел малыми легкоуничтожаемыми группами. Смело экспериментируйте. После отражения атаки миссия сложности не представляет.

Миссия 8. Сделка с дьяволом.
На данной карте довольно мало плодородной почвы, а та, что есть в наличии, расположена аккурат между вашим замком и местом появления противника. Конечно, можно достроить стену там где она уже есть, возвести ворота там где он предполагаются, и обстреливать противника когда он уже весело копошится на ваших полях, убивая фермеров и вытаптывая колосящиеся нивы. Можно, но мы же настоящие феодалы и не станем подставлять своих работников под удар, да так и до продовольственного кризиса недалеко.
Строим башенку как можно ближе к месту появления вероятного противника, это место как раз на возвышении у спуска в долину с противоположной от замка стороны. Протягиваем стену, намертво блокируя долину от верхнего плато. Загоняем на башенку толпу лучников, разбавляем их пехотой и ждем врага.
Все хорошо, однако, существует и еще один вход в долину, совсем узкий и незаметный. Имеет смысл немедленно перегородить его стеной, и чем толще будет эта стена — тем лучше. По этому «черному ходу», как правило, прорывается очень маленький отряд, и сдержать его способны всего несколько лучников.
Теперь ваши поля в безопасности и можно спокойно накапливать необходимый эль, а, накопив его, получить в свое распоряжение совершенно ненужное, но многочисленное подкрепление. Почему ненужное? Да потому, что к тому времени ваша система обороны должна разрастись и усовершенствоваться на столько, что никакие крысиные орды ее не проломят. Последняя битва не поразит ни разнообразием, ни ощущением опасности.

Миссия 9. Прикончить крысу.
Довольно милая миссия. Все просто, если проявить немного изобретательности.
Дело в том, что камня будет катастрофически не хватать, несмотря на близкую расположенность каменоломен. Наступающие войска первым делом и с большим удовольствием будут уничтожать каменоломни, рабочих и быков. Потому, следует как можно лучше развить продуктовую пшеничную цепочку и заняться активной торговлей (еда/камень). Для этого рекомендуется установить дополнительные ворота и мост в одной из тыловых стен замка, под которыми разбить множество зерноферм. Обеспечив постоянный приток «еды» ее излишки можно смело продавать (дождитесь хорошей цены, это возможно) а на выручку покупать все необходимое.
Военные действия ведутся обычным путем, но ров следует копать не только вокруг замка, но и отрезать им вероятные пути наступления противника, направляя его в нужную сторону — под ваши стрелы. Ров ничего не стоит, и им можно окопать огромные территории, обеспечив себе тем самым дополнительную защиту. Кстати, уничтожать собственный ров можно точно так же, как и не нужные строения (кнопка-крестик на панели управления). Закапывать ров, например, имеет смысл и в этой миссии, чтобы обнести стену по внешнему периметру зубчаткой.
В самом начале игры стоит прекратить бесполезные метания лучников по стенам и расставить из на главных воротах в режиме активной обороны.

Миссия 10. Охота на змей началась.
Кролики идут!
Да, именно в этой миссии вам встретятся две незнакомых разновидности агрессоров: кролики и вражеская пехота. Однако, если орду кроликов уничтожают три-четыре лучника или компания копейщиков, то десяток пехотинцев гнусного Змея могут доставить вам массу неприятностей. Шустрые булавоносцы очень прочные в отличии от хлипких копейщиков и совершенно беспощадны к мирному населению вашей вотчины. Они игнорируют тщательно возведенные вами укрепления, движимые единственным желанием поубивать как можно больше ваших работников и порушить как можно больше различных производственных объектов. Вандалы, однако. К тому же, шустрые вояки прикатывают с собой катапульты (с небольшим, правда, запасом камней).
Как всегда, предельно храбро, оставив в тылу лучников ломимся всею пехотою на врага и вырезаем его с предельной для этого скоростью, потерь пехоты не считать — главное сберечь ваших стрелков.
Рецепт победы таков: Возведение обманных высоких башен на скалах — они отвлекают на себя огонь катапульт и лучников змея. Кроме того, лучники размещенные на этих башнях поражают воображение дальностью стрельбы. 2) Глухая оборона долинных построек. Долину достаточно обнести деревянным забором — это задержит захватчиков на время достаточное для их расстрела. (Настоящий «Дикобраз» старательно избегает рукопашных схваток).
Разумеется, хозяйственная часть держится на пшеничных цепочках питания. Для ускорения «облагословления» населения понастройте побольше церквей. Именно побольше, не ограничивайтесь даже тремя храмами, и процесс ускорится.

Миссия 11. Первая кровь.

Очень приятная миссия. Миссия пехоты. Здесь нужно много железа и не очень много камня (о дереве не говорю, само собой разумеется, что досок никогда не бывает много). Располагайте замок как можно ближе к каменоломням, засейте окружающее пространство пшеницей, поставьте мельницу и пекарни. Еще до начала работы пищевой цепочки, немедленно приступайте к добыче железа (достаточно одного рудника, но лучше два). Требуется не менее трех мастерских по производству луков, несколько оружейных, и не менее четырех кожевенных мастерских по производству «бронежилетов», а значит и коровников должно быть достаточно. Наиболее удобно именно в этой миссии пользоваться «дотами». Разместив башню на холме и загнав на нее орду лучников (а позднее и арбалетчиков), вы сильно прорядите отряды наступающей пехоты и полностью вырежете вражеских стрелков, не допустив их до дистанции обстрела гражданского населения. От стен можно и вовсе отказаться в пользу пехотных заграждений (десятка ребят с булавами вам должно хватить).
Итак: булочки пекутся, железо добывается, луки делаются, копейщики и три-четыре пехотинца уже тусуются на окраине, лучники спешно забираются на башенку и зорко вглядываются в даль. А оттуда (из дали) уже прут. Прут толпами, отрядиками и группками. Прут по началу уже привычные булавоносцы и стрелки, а потом появляется рыцарь-меченосец. Выясняется, что этому закованному в железный панцирь бугаю, стрелы лучников — что комариные укусы — он их игнорирует. В дело вступает пехота и кое как отделяет храбрую душу храброго мечника от его не менее храброго тела. Скоро таких броненосцев придет целый отряд, готовьтесь. Но, не стоит впадать в отчаяние — спустя некоторое время, к вам приплетется монах и «откроет тайну» производства арбалетов. Довольно странно — почему монах знает об арбалетах больше лорда-рыцаря, ну да ладно. Не забудьте немедленно посетить все оружейные и отдать приказ на производство этих чудесных машинок, а то мастеровые так и будут строгать бесполезные луки.
Стоит построить вторую башенку, чуть подальше от первой и перегнать лучников туда, а на старую отправлять свежесозданных арбалетчиков. В этом случае, стрелки противника будет увлекаться перестрелкой с вашими лучниками, а ваши арбалетчики не будут на них отвлекаться, концентрируясь на шустрой пехоте. Система эта на столько эффективна, что при финальной битве на уровне «нормально», до моей пехоты добрался лишь один мечник противника, да и тот пораненный. На уровне «сложно», рукопашной избежать не удалось, но, навязав ее около башен, где арбалетчики опять же сильно помогли, а до гражденских ни один враг так и не добрался.
Справка: Арбалет — бог защиты. Не стесняйтесь покупать это чудесное устройство на рынке, смело продавая малонужные под конец миссии доски, запасы еды и полуфабрикаты. Зачем вам двухгодовой запас пищи, если на носу последняя битва? Распродавайте все складские запасы, покупайте оружие, брони и т.д.

Миссия 12. Выкуп.
«Дикобразы» не любят штурмовать. «Дикобразы» любят сидеть в глухой обороне. В этой миссии вам предстоит сначала, к сожалению, первое, а потом, к счастью, второе. Типичное поведение средневековых феодалов — оттяпать у соседа крепость (пока того нет дома) и долго в ней самому сидеть, показывая со стены язык внезапно вернувшемуся хозяину.
Акт первый — штурм. Хитрость заключается в том, что разрушать крепость слишком сильно — не стоит, поскольку это ваш будущий дом родной. Рекомендую сконцентрироваться на фронтальной башне (активно пользуя одноразовых саперов-подкопщиков) и предельно храбро обрушить только её. Это важно, поскольку, при беспорядочном обрушивании стен булавоносцами некоторые стрелки противника могут оказать в недосягаемости для вашей пехоты и будут еще долго причинять урон, пока вы будете рушить стены, добираясь до них.
Но помните! Ни за что! Ни при каких обстоятельствах! Нельзя пускать на штурм малочисленных многоценных арбалетчиков. Во-первых, вы вполне справитесь и без них, во-вторых они неэффективны при штурме. А, в-третьих они очень пригодятся именно теперь, когда крепость уже ваша, а достойного гарнизона еще нет. Можно возводить на прежнем месте разрушенную башню и загонять на нее сэкономленных арбалетчиков. Лучников, наоборот, можно не экономить, отвлекая ими вражеских стрелков от подбирающейся пехоты.
После аккуратного обрушения башни, стоит просто ломануться всеми силами в пролом, вырезать население и отважно завладеть чужим добром.
Акт второй — оборона.
Войска Кабана прут с той же стороны, откуда появились вы сами. Но, в отличии от вас, они поступают гораздо глупее и подлее одновременно: отвлекая ваших арбалетчиков своими стрелками и мужиками с лестницами, они всей толпой пехоты окольными путями пробиваются вам в тыл, где благополучно уничтожают лесопилки, фермы и прочие хозяйственный строения вместе с работниками. Делать нечего — первое нашествие этих вандалов придется принимать остатками пехоты, а позднее возводить на пути этого нашествия легкий «дот» и заполнять его верными убойными арбалетчиками под завязку.
Накопление денег при надежной системе обороны — не представляет сложности.

Миссия 13. Глаз змеи.
Самая оригинальная миссия компании. Сразу два замка, и один из них не ваш. Через реку с завидным постоянством рвутся булавоносцы Кабана под прикрытием лучников, причем в очень больших количествах. Именно на бродах и надо строить «доты», наполняя их арбалетчиками под завязку. Одинокие башни можно не обносить стенами, поскольку вереницы кровожадных «кабанчиков» бегут мимо них, не атакуя. Враг тупо прет через болото, где и гибнет в больших количествах под градом ваших стрел. Однако, необходимо оставить стрелков и на основных стенах, поскольку АI иногда предпринимает неожиданные обходной маневр. Самым уязвимым звеном вашей производственной системы являются каменоломни, поскольку именно на них направлен удар вражьей пехоты (вернее той ее части, что все-таки прорвалась) не обойтись без пехоты стоящей в режиме пассивной обороны возле разработок. Пришлось под конец миссии даже обносить каменоломни и зернофермы стеной с воротами. Наладив, наконец, жесткую оборонительную систему, работающую без вашего контроля, можно приступить к собственному штурму.
Всякий настоящий «дикобраз» начинает штурм с устроения лагеря. Лагерь заключается в постройке одинокой башни и огороженном дворике с воротами. На башню загоняются арбалетчики, во дворик загоняются инженеры, вокруг выстраивается пехота прикрытия. Опасайтесь дальнобойных баллист Змеи, расположенных на башенках, они стреляют очень далеко и очень мощно, представляя опасность для ваших катапульт. А вот катапульт должно быть много, пять, а то и шесть. Ну, какой же «дикобраз» откажется от долгой безопасной бомбардировки? Методично и неторопливо разрушая стены, башни и строения с максимально уделенного расстояния, можно спокойно и без потерь сравнять змеиный замок с землей. Стоит постепенно перемещать катапульты в левофланговый лесок, откуда можно добить даже до цитадели. (пилить с катапультами в гору в лобовую атаку — не рекомендуется). Потом прогулочным маршем перебить оставшееся в живых население. Опасайтесь волчьих ям, их на пути довольно много. Рекомендую пожертвовать копейщиками, используя их в качестве миноискателей.
Если же бомбардировка вас не устраивает, ломитесь всей толпой на прорыв, смело подыхая в волчьих ямах, под дождем стрел и ударами булав. В конце концов — вы одержите победу… Но разве так поступают истинные «Дикобразы».
Не стоит, однако, забывать о войсках кабана, которые могут, забить на штурм ваших укреплений и напасть на ваших «штурмовиков» с правого фланга. Но ведь не зря же мы построили башенку и дворик.

Миссия 14. Горными тропами.
Миссия к которой дается дурацкий совет: «Отступайте отстреливаясь» — какая глупость! Это не для «дикобразов»! Не слушаетесь, и делайте как всегда!
Быстро и предельно храбро оставляйте первый оборонительный пункт на поругание врагу и укрепляйтесь на втором. Наращивайте его стенами пока хватит камня, устанавливайте дополнительные башни, собирайте туда всех стрелков, подтягивайте всю пехоту храбро оставляя незащищенными прочие укрепления. Торопитесь! Кабан уже рядом.
Пусть его глупые войска разламывают пустые укрепления первого бастиона, перегруппировываются, слегка гибнут в волчьих ямах — все это даст вам немного драгоценного времени, чтобы купить арбалетов и кильтов, нанять еще пять арбалетчиков и разместить их на башне второго бастиона. Не жалейте еду, — продавайте. Успели? Встречайте разрозненные кабаньи группки, пробравшиеся сквозь разрушенные ворота.
Сконцентрируйте огонь баллист на таране, арбалетчикам и лучникам команды не нужны, но если таран подберется слишком близко, весь огонь придется сконцентрировать на нем — пары залпов должно хватить. Стены порушатся основательно, но это дело поправимое — первая атака отбита без больших потерь. Если дело пойдет совсем туго — открывайте ворота, пусть часть вражеских булавоносцев ринется в них, и попадет на копья вашей пехоты.
Не забудьте отдать приказ на производство арбалетов. Почините и нарастите стены. Установите еще одну башню, не забудьте позаботиться о пищевых цепочках и деньгах. Все силы бросить на создание арбалетчиков. Если с деньгами и камнем нет больших проблем (на низких уровнях сложности) — постройте пару катапульт и подтащите их на возвышенность, приготовив для обстрела местности — катапульты чудесно ломают тараны. Намертво замуруйте ворота каменными стенами.
Вторая атака — самая неприятная. Еще не все готово, еще не все налажено, мало войск, но если вы выдержали и её — миссия за вами. Прочие нападки Кабана могут лишь повеселить. Умело торгуя, можно построить еще одну катапульту и бомбардировать подступающие войска пока не кончатся камни. Но пасаран!

Миссия 15. Прорываемся к болотам.
Штурм. Дикобразы не любят штурм. Тем более, если из осадных орудий у них один таран. Штурм не блещет разнообразием — вперед бросаются несчастные копейщики, за ними плетется таран и ломает башню или ворота. В пролом устремляются остатки копейщиков и учиняют резню, попадая в дружеские объятия алебардистов. Всем им помогают булавоносцы. Ваши лучники отвлекают на себя башенных стрелков противника и дружно откидывают копыта. Таран (если еще жив) ломает дальше все, что может. Булавоносцы и прочие остатки пехоты вырезают оставшееся население крепости. Всё. Ура, отмучились.
Если не получилось, попробуйте на самом низком уровне сложности — вам дадут столько солдат, что их шевелящийся ковер покроет собой всю равнину.

Миссия 16. Отступаем с боем.
Болотная миссия. Пироманам посвящается.
Не знаю, что можно добыть в болоте кроме торфа, клюквы и лягушек, но в Stronghold-овских болотах, похоже, добывается нефть.
Каменные разработки строим сразу — не менее трех. Волов — не менее восьми, враг не нападает на каменоломни, а вот волов убивает с большим удовольствием, просто охотится на них.
Позиция совсем неплоха, но затягивать оборону не стоит, постарайтесь закончить миссию побыстрее, поскольку атакующие силы возрастают то ли в арифметической, то ли в геометрической прогрессии. И какие силы! Сплошь — алебардисты, закованные в железные панцири, каких не берут стрелы простых лучников, да шустрая пехота. По счастью, нас научили делать из добытой в болоте нефти огненные ловушки. Делаем! В них наше единственное спасение.
Ловушки не стоит творить сплошными пятнами — на это уходит слишком много нефти. Куда лучше «рисовать» короткие частые полоски в разных местах. Или аккуратные квадратики, располагая их в шахматном порядке — на ваш вкус. При поджоге одной полоски или квадратика занимаются все, если между ними расстояние менее двух клеток. Так что, не частите «пятнами», они могут запылать все сразу и выгореть впустую. А пятна надо поджигать постепенно и поочередно, и лишь тогда, когда пехота на них забредет. Хитроумный AI часто обходит уже горящие участки (а иногда смело в них прет).
Не увлекайтесь пропиткой нефти самого очевидного пути к воротам — хитрые алебардисты предпочитаю лезть напрямик через болото со своего левого фланга, если на прямой дорожке что-то уже пылает. Не мешает основательно проолифить тот холмик, который они пересекают и бережок, на который выбираются их остатки.
Монахи храбрые, но хлипковатые вояки, не надейтесь на их толпу слишком сильно. Как всегда, вас спасут верные арбалетчики, если их достаточно много.
На уровне «сложно» уже на восьмой штурм (в качестве эксперимента) пришло столько алебардщиков, что не помог даже денежный кряк, и сорок арбалетчиков;-)

Миссия 17. Копченая свинина.
Монастырь. Монастыри, знаете ли, в те стародавние времена строили так, чтобы там можно было не только спокойно жить, ходить в рубищах и совершать молебны, но и отсидеться при случае за крепкими стенами. Именно такой монастырь нам и предстоит оборонять.
Для начала быстренько снесите все «руинные строения» — это здорово освободить место под полезные постройки. Теперь залатайте дыры в стене и приготовьтесь отражать штурмы.
Здесь вам впервые предложат поработать маслом. Причем не по холсту, а прямо по камням, земле и человеку. Этакий средневековый «бодиарт». И наносить масло следует не кистью, а щедро расплескивать его на головы упрямых вражин.
Присмотритесь, во дворике уже есть один котел, но лучше всего поставить еще один поближе к фронтальной толстой стене и наплодить побольше инженеров-поливальщиков (человек шесть-семь). Поскольку ручное выплескивание масла — дело трудоемкое, рекомендую ставить поливальщиков на стены в режим «пассивной обороны» (кнопка в виде щита). В режиме «активной обороны» (кнопка в виде кулака) — они выплескивают содержимое котелков если к стене подойдет хоть бы один враг, а при «пассивной», ваши меткие поливальщики терпеливо ждут, когда к ним в гости нагрянет не менее трех противников, и уж тогда, помолясь, окропляют их горящей жижею.
Кстати, всякие неудобные для обороны места вы в перерывах между штурмами вполне успеете окопать рвом. А новоприобретенные тяжелые алебардщики окажут серьезную помощь в случае прорыва, наплодите их с десяток, не помешает. И, конечно, не забывайте богов обороны — арбалетчиков, их мало никогда не бывает.

Миссия 18. Свинье конец.
Много народу. Осадные башни. Усиленный замок кабана. Играем в мясника. Режем кабанчика.
Эту крепость вы уже недавно штурмовали. Теперь ее укрепили, наводнили арбалетчиками и прочей гадостью. Да еще и промаслили кое-где почву на подступах. Правда и у вас теперь появились катапульты. Делать нечего, штурмуем.
Катапульты ломают башни (с безопасного расстояния). Копейщики-стройбатовцы засыпают ров. Во внутреннем дворике ваших бойцов почти никто не ждет (почти). Все туда лезут и чинят резню и гнилой базар с крутым разворотом. Хрюша грязно ругается в прямом эфире.
В проломы лезут булавоносцы и, старательно избегая общения с защитниками крепости, мчатся к Кабану и делают ему «катурадж» по всем правилам живодерской науки. Всё. Если не получилось — попробуйте еще раз. Если опять не вышло, установите минимальный уровень сложности. Мда.

Миссия 19. Волчья яма.
Любопытная миссия. Маловато места для развития пищевых цепочек, да и вообще, места маловато. Зато существует всего один узкий охраняемый проход! Зато в вашем распоряжении появились крепкие мечники и маслополивальщики! Зато появилась возможность строить на башнях катапульты. Хм… Зато враг прикатит требушеты…
А требушеты — это такие звери, которые запросто ломают башни с шести-семи выстрелов. Кисло.
Ну, делать нечего. Есть два варианта обороны:
1) Пассивная — построить еще пару башен на скалах, разместить на них «станковые камнеметные установки», намертво забаррикадировать единственный проход дополнительными слоями стен, понастроить арбалетчиков и инженеров маслолитейщиков, загнать всю эту шоблу на стены, скрестить пальцы на ногах и ждать атаки. (Не забудьте построить нефтедобывающую платформу на клочке болота). Результат — враг прет, палит из требушетов огромными каменюками, ваши настенные катапульты чрезвычайно косо лупят по требушетам, рыцари ломают четверные слои стены, на них льется масло, арбалетчики стреляют, мертвецы падают. В результате, порушив все что можно и прорвавшись внутрь, Волчьи бойцы с позором отступают, вы восполняете потери, чинитесь и снова скрещиваете пальцы на удачу.
2) Активная оборона — чуть сложнее, но гораздо эффективнее. Вместо башенных катапульт строятся мобильные наземные (штуки три) и размещаются возле каменоломен. Группа дешевеньких лучников выводится за ворота и ставится невдалеке от бродов. Результат — враг прет, инженеры врага бегущие строить требушеты попадают под обстрел ваших лучников-камикадзе и шустренько гибнут, волчья кавалерия убивает лучников, если те не успели убежать. Тем временем по бродам открывают огонь ваши мобильные катапульты, плавно переключаясь затем на требушеты, если враг все же сумел их построить. До целеньких не разрушенных стен добирается орда вражьей пехоты, чтобы принять контрастный огненный душ и в панике бежать. К следующей атаке увеличиваем количество катапульт до пяти, чиним стены и повторяем представление на бис. При активной обороне враг, как правило, за стены не прорывается, и нашим мечникам работы нет, что сильно экономит средства.
В конечном счете стратегию защиты выбирать вам — или придумывать новую. Рекомендуется, однако, не скрещивать две стратегии, поскольку дилетантство не оправдывается (одна мобильная катапульта — бесполезна, одна настенная катапульта — малоэффективна, несколько мечников «на всякий случай» — либо так и не пригодятся, либо их окажется слишком мало). Делайте ваши ставки!

Миссия 20. Стоны и скрежет зубовный.
Миссия откровенно сложная. Враг прет, ломая стены. Ресурсов мало, продуктоснабжение налажено плоховато. Радуют лишь заполненные до отказа оружейные.
Рекомендуется построить еще несколько конюшен и настрогать побольше кавалерии. AI постоянно совершает одну и ту же глупость, посылая вперед инженерные войска, возводящие катапульты и требушеты без пехотного прикрытия. Разумеется, всех этих хлипких умников еще на пол-дороге должны встречать ваши отважные всадники. И встречать, и приветствовать и провожать, и всячески обласкивать по пути. Хоронить не обязательно. Главное, внимательно следить за приближением вражеской кавалерии и вовремя увести собственную за стены — она вам еще пригодится, и ни в коем случае нельзя пускать ее в открытый бой. Не помешает даже построить дополните ворота возле казарм, через которые и уводить любимый эскадрон на время осады. Да, и не забывайте сразу после удачного отражения очередной атаки выводить всю кавалерию в чисто поле подальше от стен, чтобы она там спокойно поджидала инженеров и саперов противника «следующей волны».
Не забудьте снести нижние ступени у башенки, что охраняет каменоломни, иначе пехота Волка туда заберется и вырежет хлипких лучников в один момент.
Ров копать не стоит — все равно не успеете (хотя можете попробовать, вдруг). Дополнительные башни с настенными катапультами — вещь хорошая, но не обязательная. При ловких маневрах кавалерии эти катапульты только мешают — достаточно двух турелей… то есть, баллист.
Разумеется, не стоит отказывать себе в удовольствии полить осаждающих кипящим маслицем — это бодрит. Необходимо равномерно расставить инженеров-поливальщиков по всем участкам стены и лить с упреждением и смаком. Чтобы им далеко не бегать за новой порцией горячительного, поставьте дополнительный котел во внешнем дворе.
И, конечно, арбалетчики. Десятки, сотни, тысячи, миллионы арбалетчиков на стенах… хм. Ну, короче, как можно больше. Впрочем, десяток мечников во внешнем дворике никому не помешает, и даже поможет в случае прорыва, а он в конце концов произойдет, так что лучше путь их будет полтора десятка. Мобильная кавалерия во внутреннем дворе, отдыхая после лихой вылазки, способна подстраховать фланговые прорывы, так пусть она там и остается.
К финальной битве почините стены и башни и меняйте все ресурсы (в том числе пищу и деньги) на доски и нефть. С помощью того и другого покройте все пространство перед крепостью ровным ковром волчьих ям и горящих рвов. Обратите особое внимание на свой левый фланг — там за время минувших штурмов враг мог успеть засыпать ров, да и стены там послабее.
Ну вот, Волк уже отступил. Миссия 21. Возмездие.
Последний штурм — он грустный самый.
Не любят настоящие «Дикобразы» с гиканьем и улюлюканьем нестись навстречу серым стенам и острым стрелам. А приходится.
Штурм как штурм. Вся земля, как снаружи, так и внутри крепости обильно намазана нефтью и исправно поджигается врагом. Соответственно надо выбрать «жертв» и пускать их малыми группами «разминировать» собою опасные места. Имеет смысл вытащить из тарана и осадных башен инженеров и на предоставленные деньги возвести несколько требушетов (3 инженера в каждый) для обрушения самых неприятных башен. Не брезгуйте бросаться коровьими тушами, их много и они довольно эффективны. По крайней мере, вы можете с безопасного расстояния лишить Волка пары десятков бойцов и многих ослабить. По окончанию денег и камней, следует запихать инженеров обратно в тараны, пострелять из катапульт и, помолясь, ломануться в проделанные бреши.
На низких уровнях сложности попробуйте игнорируя артобстрел прорваться к цитадели Волка и замочить его, не обращая внимания на его солдат. Впрочем, если вы добрались до этой миссии, то советы вам, очевидно уже не нужны.
Поздравьте себя с удачным штурмом и завершением военной компании. Вас ждет коротенький мультик и долгожданный сон. Надеюсь, вам будет сниться жуткая, кровавая бойня под стенами собственного замка.
Слава героям! Да здравствуют рыцари без страха и упрека!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*