Star Trek: StarFleet Command

Star Trek: StarFleet Command

О, как я погорел! Дважды свалял дурака. В первый раз тогда, когда сделал вид, что Star Trek мне небезразличен, второй — когда поверил, что StarFleet Command стратегия. А в результате этот самый Коммандер уже стоит на пороге моего дома. В его глазах — космос и звезды. Руки дать не просит, но безмолвно ждет, когда я выберу свой народ. Федерация, Ромулане, Клингоны, Горны, Лиране или Гидране? [О боже, кто это все такие!? Кабы знать… Да, но я же недавно играл в Star Trek: Birth of the Federation, симпатичную, хотя и приземленно-стандартную стратегию от Microprose. Помню… Клингоны… злые мужички с топориками… настоящие бойцы… я, пожалуй, за них.] Люблю их всех, родных, но выбираю Клингонов! Ура! Star Trek forever!

Монах: …Его здесь нет,
Он в ссылке далеко.
Лепорелло: И слава богу.
Чем далее, тем лучше. Всех бы их,
Развратников, в один мешок да в море.
Дон Гуан: Что, что ты врешь?
Лепорелло: Молчите: я нарочно…

А не стать ли космолетчиком?

Starfleet Commander — это космосимулятор. По исполнению он необычен, но суть неизменна. Как и всегда, главное — управлять своим корабликом и проходить одна за другой миссии игры. За каждую расу — своя кампания. Прошел миссию — получил медальку — залатал/промодернизировал кораблик — снова в бой. Но, разумеется, не все так просто, заковыка как раз в необычном исполнении игры. Нет вида из кабины, только лишь взгляд со стороны (сзади или сверху — по выбору игрока), панели управления тоже никак не симовские. Более того, место действия плоское! Злой рок сплющил космос в плоское квадратное поле! Но это все-таки сим. [Вот, блин, и приехали. Бабахнуть бы ентого Коммандера сравнением с X-Wing Alliance. Да жаль не играл. А наш спец по симам сейчас над собственной игрушкой корпеет (см. Нави №6’99, Hired Team, интересный получается проект). Нашел, понимаешь, время.]
Элементы стратегии в игре минимальны. Это, во-первых, купля-продажа и upgrade между миссиями. Во-вторых, есть перемещения по глобальной карте галактики, которые во многом определяют характер и сложность миссий. В центральных цивилизованных секторах разве что на пиратов залетных поохотиться придется. В пограничных же возможны более серьезные конфликты. Самые же опасные и непредсказуемые — окраинные малоизученные сектора. В-третьих, еще имеется возможность создания флотилий. Один корабль ведешь сам, другим задаешь поведение (агрессивное/осторожное) и цель. При этом можно переключаться между кораблями. Но это все второстепенно, главное же — научиться самолично укрощать хитрые и своенравные СтарТрековские боевые корабли. С наскока их возьмешь, без внимательного прохождения обучающих миссий (сделаны, кстати, весьма качественно) заправским космолетчиком не заделаешься. Нужно научиться оптимально распределять энергию между системами корабля, коих масса. Нужно думать о времени перезарядки орудий, их радиусе поражения и пространственной ориентации. Нужно вовремя чинить “на ходу” поврежденные узлы. Нужно знать, что такое ECM и ECCM [ну и что это такое? Тебе Коммандер объяснял-объяснял, а ты, балда, так и не понял!?] Нужно уметь запускать мины и спутники различного назначения. Нужно освоить несколько основных маневров. Нужно потренироваться в высадке десанта на вражеские корабли, для чего они сначала ловятся в особое энергетическое поле. Нужно, в конце концов, запомнить, как выглядит кнопка “самоуничтожение”, чтобы, кгм… давить на нее при первой опасности. Замечательно! [Что этот Коммандер себе позволяет! “Нужно” да “нужно”, я вроде поиграть собирался, отдохнуть, так сказать… М-да, какой уж тут отдых.]
А поле боя действительно плоское, объясняется это настольным прошлым самой игры. Может оно и к лучшему, объем все бы неимоверно переусложнил. В нынешнем же виде все более или менее удобоваримо. Если, конечно, потренироваться и запомнить раскладку клавиатуры. Направление полета удобно задается мышкой, скорость регулируется на панели внизу или с клавиатуры. Плюс к этому осваиваем пальбу — уже можно кое-как играть. Остальное придет с опытом.

Вообще-то тут красиво

В космосе не был, каково там — не знаю. [Мы, космонавты, народ скромный, зря выставляться не станем]. Но космос в StarFleet Commander красив. То бишь, графика — на хорошем уровне. Все сделано не очень броско, но со вкусом. Авторы явно не стремились поразить наше воображение, но сумели создать чрезвычайно приятную атмосферу. Такой почти домашний космос: мягкие краски, симпатичные модельки кораблей, классные спецэффекты, красивый фон. Драйва тут, конечно, мало, но он и не особо нужен — сложной и ответственной работе капитана космического корабля он только бы помешал. “Мило” — вот слово, которое наиболее часто приходит на ум. И притом ускоритель не требуется.
А вот небоевая часть игры, так называемая “стратегическая”, выглядит бедновато. И, к тому же, она слишком лаконичная и сухая. Общий стиль, впрочем, не нарушается. В играх сейчас вообще стало хорошей традицией придавать каждой из задействованных сторон свою яркую индивидуальность. У нас здесь шесть рас с различным набором кораблей и оружия, у каждой — свой оригинальный игродизайн. В этом StarFleet Commander и Birth of the Federation похожи. Обе — приятные игрушки. [Хотя за душу особо не цепляют. Только этого Коммандеру я не скажу, а то еще обидится].

Памятка пилота

Теперь, дабы, наконец, прекратить пустопорожние разглагольствования, коротко опишу управление в игре. Считайте это небольшим вводным Гидом. Тем, кто еще не решил, звать или не звать к себе в гости Коммандера, это поможет определиться.
1. Командование кораблем.
Смотрим на рис. 1. Это маленький фрегат Клингонов. Космос впереди чист, но где-то справа обозначены цели (красные квадраты). Правой кнопкой мыши задаем направление, левой — выбираем цель. Указатель скорости обозначен цифрой 1, правее его — регулирующий ползунок. Для изменения скорости используем его или клавиши “A” и “S” (все клавиши можно переопределить по собственному вкусу). Только, разумеется, корабль наберет нужную скорость далеко не сразу. Максимальная скорость ограничивается имеющимися в наличии энергоресурсами.

Цифрой 2 в левом верхнем углу обозначена основная панель управления различными системами корабля. В данный момент это панель навигации, тут несколько дополнительных команд. Вверху — имя офицера в рубке, от его опыта зависит эффективность выполнения наших приказов. Дополнительные команды: стоп-машина (временный останов), защитный маневр (вихляние из стороны в сторону), быстрые развороты (очень эффективны, но могут вызвать перегрузку энергетических систем корабля), облет цели, следование за целью и свободный полет в заданном направлении.
В правой части панели находятся кнопки, позволяющие связаться с другими офицерами корабля, то есть вызвать на экран дополнительные панели. Кнопка с изображением гаечного ключа вызывает техников-ремонтников. Далее идут (сверху вниз):
“Колба”: это запуск зондов, работа сканеров и пресловутая кнопка “самоуничтожение”;
“Солдат”: команды космодесантникам;
“Оружие”: некоторые расширенные манипуляции с оружием, запуск мин, выбор режима стрельбы (на поражение или на обезвреживание);
“Громкоговоритель”: запись всех сообщений системы;
“Щит”: оборонные системы, противометеоритная и противоторпедная защита, энергетические поля, запуск создающих помехи спутников;
“Карта”: тактическая карта;
“Корабли”: приказы флотилии (атаковать цель, захватить цель, обездвижить и разоружить цель, прибыть в указанную точку, оборонять цель, оборонять главный корабль) и выбор стиля их поведения;
“Энергия”: сводка о распределении энергии между системами корабля (двигатель, оружие, энергетический щит и т.д.);
“Компьютер”: параметры игры.
Цифрой 3 на рисунке обозначена основная оружейная панель управления. Тут показан сам корабль и его оснастка. В нашем случае: 5 фазерных орудий (2 впереди, 3 в хвосте), 2 Disruptor’а и одна ракетная установка. Панель с цифрой 4 — вспомогательная, служит для конкретных операций с выбранным оружием. На рисунке выбраны все орудия сразу (делается это с помощью кнопки “стрелки во все стороны”). При желании можно разбить их на группы и прикрепить к горячим клавишам (“1” – “4”). К примеру, так: 1 — мощные Disruptor’ы, 2 — передние фазеры, 3 — задние. О том, как это делать, хорошо рассказано в обучающих миссиях.
Чтобы выстрелить по врагу, нужно сначала привести орудия в боевую готовность. В нашем случае орудия в режиме Offline — выключены. Это экономит энергию, можно развивать более высокую скорость. Нажимаем на кнопку Normal — энергия на выбранные орудия будет подана. Более простой способ — дать общий сигнал “Боевая тревога” (кнопка “R” на клавиатуре или кнопка, обозначенная цифрой 5 на экране). Тогда все системы корабля перейдут в боевой режим. Для зарядки орудий требуется время, точно так же они перезаряжаются после каждого выстрела. Незаряженные орудия показаны затененным красным светом. Непосредственно стрельба — клавиша “Z” или кнопка на экране, обозначенная цифрой 6. Да, не забывайте еще и об ориентации орудий. Для стрельбы из тех же Disruptor’ов корабль нужно навести носом на цель.
Назначение кнопки Overload также объясняется в обучающих миссиях. Это форсированный режим подачи энергии (иногда встречается и Suicide overload), когда увеличивается мощь орудия, но уменьшается радиус поражения.
Общим для всех кораблей оружием являются фазеры разных типов. Дополнительное оружие у каждой расы свое. Ромулане используют плазменные орудия, плюс к этому их корабли оснащены маскировочным устройством (cloaking device). У людей — фотонное оружие. Клингоны гордятся своим умением пользоваться Disruptor’ами (которые слабее фотонных торпед, но зато быстрее перезаряжаются). Впечатляет ESG-поле у Лиран. Оно одновременно является средством защиты и нападения, потому как уничтожает и попавшие в радиус его действия торпеды, и близко подошедшие корабли противника. Жалко только действует недолго.
Это еще не все. Кнопки, обозначенные на рисунке цифрой 7, дают доступ к еще некоторым очень важным командам.
“Кружок”: расширенное управление энергетическим щитом. Можно, например, совсем убрать защиту сзади, но увеличить лобовой щит.
“Маячок”: те самые ECM (создание помех вражеским компьютерным наводящим системам) и ECCM (создание помех вражеским ECM). К действию ECM особенно чувствительны фотонные торпеды.
“Человечек”: запуск бомб (те же мины, только можно указать, куда их выкинуть).
“Поле”: параметры силового поля (tractor beam), используемого при взятии кораблей противника “на абордаж”. Кстати, имейте в виду, для высадки десанта на вражеский корабль вам нужно будет отключить свое защитное поле.
“Спутники”: запуск имеющихся в наличии спутников, шаттлов, истребителей и т.п., задание им поведения.
2. Основные горячие клавиши (вариант по умолчанию)
“A”: увеличить скорость, “S”: уменьшить скорость;
“Z”: огонь из выбранных орудий;
“R”: боевая тревога;
“T”: перебор целей, “Y”: перебор вражеских целей, “U”: перебор дружественных целей;
“B”: запуск бомбы, “M”: запуск мины;
“С”: максимум энергии на силовое поле (tractor beam);
“F”: максимальная мощность ECM, “G”: максимальная мощность ECCM;
“[” и “]”: регулирование скорости игры (при скорости 1 игра почти пошаговая, хорошо помогает при бессоннице).
(клавиши на правой “серой” стороне клавиатуры)
“0”: стоп-машина, “5”: быстрый поворот, “+”: быстрый поворот на 180 градусов, “/”: защитный маневр, “*”: следуй за целью, “,”: облет цели.
3. На отдыхе
Успешное выполнение миссии дает нам призовые очки. Их мы должны с умом потратить между миссиями. На рисунке 2 показано типовое меню Ромуланского адмирала.
The Academy: обучающие миссии.
Rank and Medals: для осознания собственных заслуг.

Recruiting Office: наем офицеров на свои корабли. Каждый корабль имеет пять офицеров: weapon officer (условно говоря канонир), security officer (эффективность действия десантников), science officer (зонды, сканеры, исследование неизученных форм жизни и прочее), техник и пилот (Helm officer). Опыт офицера измеряется в процентах: от 0% (Rookie) до 200% (Legendary). Естественно, опыт офицеров повышается от миссии к миссии.
Vessel Library: справочник по кораблям.
Всего четыре класса кораблей: фрегаты, легкие крейсеры, тяжелые крейсеры и дредноуты. В начале игры мы задаем ее сложность и время действия, от этого зависит то, с какими кораблями придется воевать, на каких удастся полетать самому. Наиболее мощные корабли доступны только если выбрана Поздняя эра. Вариантов и модификаций кораблей очень много. Даже в пределах одного общего дизайна корабли могут сильно разниться набором оружия, мощностью двигателей и т.п. Кроме того, на пути могут встретиться и Орионские пираты, у которых тоже свои корабли. Попадаются и другие необычные объекты.
Shipyard: купля-продажа кораблей.
Spacedock: затаривание минами, бомбами, шаттлами, десантниками, техниками и прочим.
Galactic News / map: свежие новости о ходе войны и перемещения по глобальной карте. В разных секторах свой набор доступных для продажи кораблей и сидящих без дела офицеров. От сектора зависит и характер миссий. На перемещения призовые очки тоже тратятся.
New Mission: получить очередное задание.

Проводы героя

Дон Гуан: Как думаешь? Узнать меня нельзя?
Лепорелло: Да! Дон Гуана мудрено признать!
Таких, как он, такая бездна!

Все, Коммандер ушел, а я вот что скажу вам по секрету: таких, как он, жучил еще поискать! Пришел, страху нагнал, заставил, понимаешь, на пилота учиться, загрузил по уши своими фазерами-мазерами, а так и не сумел толком заинтриговать. Но это личное, а вообще же — игра очень добротная и оригинальная. Рекомендуется всем, кого приведенное выше перечисление возможностей управления не напугало и не насмешило. Думаю, такие люди найдутся.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*