Sid Meier’s Pirates!

Совсем недавно вышли в свет Sid Meier’s Pirates! А сколько вокруг них споров! Эта игра, не укладывающаяся в каноны жанров и современных требований, превозносится одними, критикуется другими, а третьи готовы принять её с оговоркой «если переступить через аркадность». Причем, первые — это те, кто схавает все без разбора, а вторые и третьи — поклонники морской романтики, игр на пиратские темы и морских симуляторов. Несомненно одно: это неоднозначная игра. Практически портированные под ХР Pirates! 87-92 гг. не соответствуют современным трафаретам и точкам зрения, но не перестают, тем не менее, быть замечательной и увлекательной игрой. Рассмотрим ее поближе?
Мир Карибского бассейна
Прежде всего, и в основе всего, мир Sid Meier’s Pirates! — это огромная стратегическая карта островов и городов. Именно в стратегическом режиме живет и существует игрок в этом мире. 3D-режим — мир стратегической карты.
На море — это корабли. На суше джунгли и дюны, по которым можно бродить, и в которых приходится сражаться, захватывая города. Только таким образом игрок может получить доступ к миру Карибского бассейна. Все остальное — города, строения в них: таверны, верфи, склады, дома губернаторов и т.п. существуют только в виде текстов да нескольких фоновых антуражей. Плюс анимация задействованных в этих 2D декорациях трехмерных персонажей. Единственное исключение — балы. Это замечательнейшая и красивейшая мини-игра, выполненная полностью в 3D. Незамысловатый и предельно упрощенный мир. Верно?
Но не все так просто и печально.
Весь Архипелаг живет по своим собственным законам. Экономическим и военным. Страны, помимо воли игрока, ведут войны, заключают перемирия, осуществляют торговлю. Пираты, индейцы, регулярные войска нападают на города, грабят их, захватывают, и т.п. Принять в этом участие или остаться в стороне — зависит от игрока. Архипелаг настолько велик, что поспеть везде нет никакой возможности, а жизнь коротка…
Собственная жизнь
Именно к ограниченному сроку жизни персонажа и привязали разработчики весь игровой процесс. Карьеру игрок начинает в 18 лет на выбор в 20-летние диапазоны: с 1600 года до 1680. От зарождения пиратства в Карибском бассейне, и до его заката. Выбрать можно сложность (чем сложнее, тем интереснее, но для начинающих советую поступательное развитие: при каждой дележке добычи предлагают перейти на следующий уровень сложности), навык — один на всю игру — фехтование, навигацию, канонир, медик (улучшает здоровье) или флирт с дамами и эпоху.
За 20-25 лет игрок может (но не должен!) успеть многое: найти своих пропавших родственников, отыскать 9 кладов, победить 9 лидеров пиратов, найти четыре затерянных индейских цивилизации, завести кучу романов, жениться, победить множество злодеев, скрывающихся шпионов, прелюбодеев и т.п.. Идет время, а с ним ухудшается и здоровье главного персонажа. Уже не так быстра реакция, а, следовательно, годам к 40-45 приходится задуматься об уходе на пенсию (хотя сделать это в любой момент никто не запрещает). Ситуация осложняется тем, что длительные морские походы сказываются отрицательно на морали команды. Продержаться в море более двух-трех лет очень проблематично, и приходиться в выбранном или случайном порту осуществлять раздел добычи, оставляя себе процент (который зависит от уровня сложности, на котором идет игра) и флагманский корабль. Поэтому рекомендую перед разделом добычи продать все, за исключением флагмана. Конечно, недовольство команды и надвигающуюся дележку можно отсрочить. Прежде всего, необходимо обеспечить постоянный приличный приток денег. А это захват, грабеж и продажа кораблей и их товаров, а так же захват городов. И второй способ не раздувать без надобности команду. Лучше набрать 300-400 человек в начале плавания (если позволяют корабли), чем разбавлять команду новыми людьми после долгого плавания — падение морали обеспечено.
Но рано или поздно придется делиться. И полгода просидеть на суше. А время уходит, здоровье ухудшается, и совладать с противниками становится все труднее.
Для продления плавания и улучшения здоровья в игре существуют различные артефакты. Это именно те вещи, которые просто обязан иметь каждый уважающий себя капитан.
От того, с какими результатами закончит игрок свою карьеру, зависят его достижения. Диапазон широк: от Нищего до Губернатора. Только после ухода на пенсию начинается настоящая жизнь. Но только не в этой игре. : -)
Бои
Как и плавание по стратегической карте, все бои в Sid Meier’s Pirates! — чистой воды аркада.
1. Морские сражения.
Как правило, все корабли в игре плавают в одиночку. Исключение — корабль, везущий ультиматум или предложение о перемирии, или какую-либо важную особу иногда сопровождается еще одним кораблем. Ну и наши конвои, число кораблей в которых практически не ограничено: все завязано на числе команды, ведь для каждого корабля требуется минимальная команда. И еда.
Нажав кнопку вблизи выбранного для атаки корабля, мы активируем меню, в котором выбираем, на какой корабль напасть. Карта переходит в режим боя, который отличается от стратегической карты только тем, что место и время событий несколько замедляется, а в море только два корабля противников. Один из них, если позволяет скорость, может убежать. А если нет, — бой можно вести, маневрируя, несколько дней. Если на стратегической карте время летит с бешеной скоростью и смены времени суток нет, то в режиме морского боя можно провести несколько дней, сражаясь и по ночам. Корабль можно потопить, а можно, доплыв к нему, пойти на абордаж. Если корабль сдался — вам повезло, а если нет, то игрока ждет еще и дуэль с капитаном. Ночные дуэли — это нечто феерическое!
2. Дуэль, она же поединок в таверне с офицером или преступником, или капитаном охраны при захвате города, или влюбленным лейтенантом.
Суть проста: главное нанести пару быстрых и точных ударов по противнику, чтобы сбить его назад, и не отступить самому. В случае победы или поражения включаются красочные скриптовые сцены. Если победа — корабль ваш. Если поражение, то существует несколько вариантов развития событий. Пираты высадят вас на необитаемый остров, цивилизованные страны посадят в тюрьму. Если в конвое был еще один корабль, то вы спасетесь на нем. При любом раскладе, карьера игрока продолжится, но потеряется время, а его катастрофически мало.
3. Захват городов.
Взять город можно только с суши, никаких морских боев. Для этого высаживаемся рядом с городом, и идем в его направлении. При входе в город всплывет меню, где одной из опций будет предложение захватить город. Захват города — это своеобразная шахматная партия.
Поле боя разбито на клетки, а армии противников — на отряды. В отрядах есть рукопашные юниты и стрелковые. Каждый отряд имеет запас в два хода, на клетку с джунглями — один. Задача обратить противника в бегство. Учитывается все: и атака с более возвышенного места, и мораль, и атака с фланга.
После захвата город может заплатить выкуп или, заплатив выкуп, вы еще и назначите губернатора той нации, которую сочтете нужным выбрать.
Карьерный рост

Все совершенные действия в игре учитываются и засчитываются. Захваченные корабли пиратов и уничтоженные главари пиратов положительно оцениваются у всех наций. Потопленные корабли и захваченные города наций, естественно, идут вам в минус у этой нации (вплоть до объявления награды за вашу голову, и того, что города этой нации перестанут вас принимать), но положительно оцениваются у их врагов. Варьируя свое поведение, игрок может подняться от капитана до Герцога сразу у всех четырех наций, присутствующих в Архипелаге. Это Испания, Голландия, Англия и Франция.
У каждого губернатора есть дочь. Дочери бывают трех типов: нормальная, красивая и прекрасная. С любой из них, придет время, вам будет предложено отправиться на бал. Бал — это, пожалуй, самая приятная мини-игра Sid Meier’s Pirates! Девушка указывает нам руками, в каком направлении совершать следующее движение, а мы уже активируем нужную клавишу. Что дает успешный танец? Прежде всего, девушка дает вам в подарок один из артефактов на выбор. В следующее ваше посещение она попросит в подарок кольцо или ожерелье. А так же может дать наводку на сбежавшего преступника, победив которого мы получим или награду, или мзду от него в форме одного из артефактов.
Подарок девушке порождает в следующем посещении дуэль с ее воздыхателем-лейтенантом. Потом ее похитит злодей (один для всех девушек архипелага). Освободив девушку, можно на ней и жениться. Женитьба нисколько не помешает спасать от маньяка архипелага остальных девушек, но к свадьбе это не приведет. А вот девушки будут давать нам ценные наводки на преступников или части карт затерянных городов. Но только после успешных бальных танцев с ними! Стоит ли говорить, что чем выше уровень сложности, тем интенсивнее и разнообразнее танцы? И поимка каждого преступника так же идет в положительный зачет.
Сюжетный квест

Он прост до неприличия. Нам надо отыскать четырех своих родственников. Дедушку, Тетю, Дядю и Сестру. Поиск каждого сводится к погоне и сражениям с еще одним злодеем, который после каждой победы над ним будет выдавать нам по клочку карты, где содержится тот или иной родственник. Почему все карты выдаются по клочкам — такая уж фича. Так что, 12 поединков и погоня за кораблями злодея нам гарантированы на долгие годы. Информацию о нем и его передвижениях дают служанки и владельцы таверн.
И на короткое время проявится Главный Злодей, который скроется от нас в своем убежище, отыскав которое и побив его вновь, мы сделаем его своим юнгой.
Что дает успешное выполнение Сюжетного квеста? Запись на страничке окончания игры, что теперь мы можем спокойно наслаждаться семейным уютом.
Ограниченное число Лидеров пиратов (кстати, одних и тех же на всех пяти временных промежутках), их кладов и числа городов, которые надо отыскать (кстати, здесь дыра в коде: если девушка дала вам часть карты затерянного города, то, отчалив и тут же причалив к нему вновь, можно снова успешно с ней потанцевать, и она даст следующую часть карты! И так, пока карта не станет целой) приводит к тому, что выполнив все немногочисленные (но раздробленные на части кусками карт) квесты нам останется только гоняться за преступниками, о которых информируют дочки губернаторов. Или уйти на покой. Что мы, в конце концов, и делаем.
Корабли и экономика

Это не самое важное в игре. Даже на убогом шлюпе, без всяких наворотов, если правильно выбрать место нападения, можно захватить навороченный галеон.
Прежде всего, существует всего восемь апгрейдов кораблей: для быстрого поворота, для быстрого хода, для увеличения команды, картечь, книппеля, усиление корпуса и т.п. Как правило, уже первый корабль Злодея с картами родственников будет иметь все эти улучшения. Апгрейды делают на верфях в городах. В каждом по одному апдейту. Захватив приличный корабль и апгрейдив его в первый же год плавания, можно проплавать на нем всю оставшуюся жизнь, меняя только корабли сопровождения. Так что, если вы удачливый капитан, и не допускаете поражений, то апгрейды быстро становятся не нужны.
Экономика важна для нас только в плане продажи товаров с захваченных кораблей. Благо, все свелось к шести наименованиям. Торговать невыгодно из-за больших расстояний между колониями и постоянно меняющимися ценами на товары, а так же из-за очень ограниченного числа товаров на складах. Так что, в игре главенствуют разбой, пиратство и абордаж.
Графика

Прошу обратить внимание: в Sid Meier’s Pirates! Ветер дует только в одном направлении. Западном. Только плывя на Запад, наши паруса наполняются ветром. В восточном направлении они всегда задавлены напором встречного ветра, даже когда скорость корабля возрастает под натиском циклона или шторма.
Текстуры островов, воды, деревьев вполне приемлемы для современной стратегии. Все остальное — двухмерные декорации. Яркие, сочные, но декорации. Такое впечатление, что все мини-игры — это скриптовые ролики с минимальной обратной связью. Игрока помещают в окружение декораций, где от него требуется совершить несколько нажатий на клавиши, которые активируют анимацию персонажа (а вот анимация выполнена на высочайшем уровне! Снимаю шляпу), после чего в действие запускается строго отрепетированный мультфильм. Пример: ролики побед над капитанами-пиратами доступны для просмотра. Победив пирата зеленым юнцом, без брони, решаем посмотреть ролик, когда наш герой уже обзавелся броней и постарел. И, о чудо! На ролике наш герой выглядит не таким, каким он был в момент схватки, а таким, каков он есть на данный момент: с морщинами и в броне. Иначе, персонаж просто помещается в скриптовую среду.
Звук

Единственный приемлемый звук в игре — темы вальсов и балов. Все остальное не заслуживает внимания. Озвучки речи и текстов нет вообще. Персонажи бормочут нечто короткое и невразумительное, а то и вообще молчат. При минимуме фраз в игре это вызывает недоумение: неужели так трудно было озвучить два десятка реплик? Шум моря, выстрелы — эти звуки разумеются сами собой.
Отойти от пиратства

In summa summarum имеем неплохую и приятную адвенчуру без особых изысков, но с большим потенциалом и неплохими идеями. Другой вопрос: как эти идеи реализованы. Сид нашел такое вот решение, и кто станет его за это осуждать? Это не серьезная игра, но легкая и приятная адвенчура (уровень сложности влияет на игру очень сильно, поэтому самый крутой уровень сложности может привнести в игру и серьезность момента). Как бы то ни было, уверен: поиграв раз, вы захотите вернуться к этой игре снова и снова. Несмотря на кажущийся примитивизм, она завораживает и не хочет отпускать. Полуфабрикат, не для гурманов, но приятный и красиво поданный. Рекомендую.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Lost Password