Противостояние 3. Прохождение

1. Тормозить или не тормозить?

Про существование паузы в игре можно вообще не знать. Например, один мой знакомый лихо проскакал сквозь стартовые миссии, даже не подозревая о возможности остановки времени. Да и зная про эту возможность, используешь ее нечасто. Уж больно неудобно забиндена она по умолчанию, кнопка Pause слишком далека от остальных “горячих клавиш”. Но если немного подумать, то проблема решается достаточно просто. Открываем в любом текстовом редакторе файл key.map и обнаруживаем там самый обыкновенный конфиг, не хуже, чем в каком-нибудь шутере. Находим параметр key_Pause и изменяем его значение с 13 на 20 (код пробела). Не забудьте только закончить рокировку, присвоив параметру key_LA хотя бы те же 13. Теперь все намного привычнее и удобнее — хлопнули по пробелу, раздаем указания. Жизненно необходимо использовать паузу, пожалуй, лишь в самом начале миссии, чтобы спокойно сориентироваться на местности, изучить вверенные нам войска, наметить направления ударов, в общем, заняться подготовкой к активным боевым действиям. В остальное же время – на ваше усмотрение, зачастую это очень полезно, особенно, когда события развиваются сразу в нескольких местах.

2. Увидел – победил!

Ключевую роль в Sudden Strike играет понятие “видимости”. Нет, наши подопечные не носят на козырьках синие картонные треугольники, как в Commandos. Но у каждого из них есть свое поле зрения, и это вносит много тонкостей в игровой процесс. Правда, сама система несколько нереалистична – видимая область у войск общая, то есть то, что наблюдает один, видят и остальные. В случае с артиллерией ситуация понятна, но когда снайпер метко попадает в противника, которого физически не видит, это странно. В общем, при прочих равных условиях зачастую побеждает тот, кто заметил врага первым. В связи с этим стоит обратить внимание на некоторые тонкости…

— Самый “дальнозоркий” юнит – это офицер. При этом вооружен он слабеньким пистолетом, соответственно и дальность выстрела невелика. Поэтому офицеры используются в основном как разведчики или корректировщики для других, более дальнобойных войск.
— Важнейшее значение имеет фактор высоты. Высоко сижу – далеко гляжу, поэтому первым делом старайтесь занимать возвышенности. Особенно хороши в этом плане наблюдательные вышки, а офицер на вышке – это просто лампочка Ильича и прожектор перестройки в одном лице. Кроме того, возвышенности важны и в чисто военном плане – бывает, что снизу в вас просто не могут попасть.
— Наблюдайте за местностью. На карте постоянно что-то происходит, то выпадет из-под облаков десант, то прибудет подкрепление (и хорошо, если к вам). Чтобы противник не застал врасплох, держите карту под контролем, расставляйте на ней солдат так, чтобы видеть максимально возможную территорию.
— Очень хорошо бывает придавать начинающему снайперу “отца-командира”, особенно в тех моментах, когда возможна дуэль с вражеским снайпером, который может быть опытнее. В паре с офицером вы сможете сравнять шансы или, если не жалко, подставить “батяню-комбата” как живца.
— Если по каким то причинам офицеры вам не доступны (всех перебили, к примеру), то вместо них выставляйте впередсмотрящими ваших самых опытных бойцов, так как чем больше у солдата опыта, тем дальше он видит и тем быстрее он заорет дурным голосом: “танки прорвались!”
— Помните, что у разных юнитов – разная “дальнозоркость”. Так, к примеру, орудийный расчет видит дальше, чем экипаж танка, а практически любой пехотинец разглядит ничего не подозревающих “пушкарей”. Все эти показатели еще и варьируются от опыта, разумеется.

3. Окружающая среда – наш друг, товарищ и брат.

Старайтесь с умом использовать интерактивность и другие возможности, предоставляемые игрой. Пользуйтесь прикрытием деревьев и домов, чтобы незаметно подобраться к противнику – и, напротив, безжалостно уничтожайте все, что мешает собственному обзору. Если нужно, уничтожайте мосты, чтобы отрезать атакующего противника (при этом очень полезно оставить на берегу пару солдат с целью предотвращения попыток починки). Если в расположении врага имеются взрывчатые емкости, склады боеприпасов –взорвите их. Не затягивайте время, по возможности перемещайте войска “на колесах”, как пехоту, так и артиллерию. Чините поврежденную технику, лечите раненых. Умело расставляйте колючую проволоку, противотанковые заграждения, по ситуации – наводите понтонные мосты и применяйте обходные маневры. В общем, импровизируйте.

В обороне очень хорошо помогает превентивная вырубка леса (артиллерией, конечно), из которого неожиданно могут выскочить “разбойники”. Пока рядом нет активистов Гринпис, уничтожайте деревья на подходах к вашим позициям, и враги в этом случае будут лишены возможности незаметно к вам подобраться.

4. Пехота – царица полей!

При кажущейся слабости по сравнению с бронированным монстром, при небольшой убойной силе в сравнении с пушкой, именно пехота – главное действующее лицо на поле боя. И связано это прежде всего со способностью пехотинцев использовать укрытия и технику. Плюс многообразие тактических решений, в которых без пехоты никуда.

— Обязательно занимайте дома, блиндажи, бункера при первой же возможности, как обороняясь, так и атакуя. Укрепившийся таким образом отряд может остановить штурм вражеской пехоты и даже некоторое время противостоять танкам. Впрочем, против танков основная задача – обеспечить обзор своим орудиям и продержаться достаточно долго, чтобы те успели уничтожить угрозу. Если дом на грани разрушения, покидайте его. А еще вполне можно затаиться и не открывать огонь с тем, чтобы, подпустив врага поближе, внезапно уничтожить его.
— Но лучше всего, особенно в обороне, завести в постройку наблюдателя (хорошо бы, разумеется, офицера) и дать ему указание не открывать огня вовсе. Если чуть позади находится противотанковая батарея, то таким вот образом можно остановить довольно серьезную танковую атаку. Как вы понимаете, все дело в разнице границы видимости, которую можно серьезно увеличить в свою пользу. Так как ваш наблюдатель не выдает своего присутствия, то просидеть в постройке корректировщик может сколь угодно долго, ухахакиваясь непроходимой тупости проползающих мимо вражеских танков.
— В любом доме имеется дверь. В строениях, размещенных в игре, тоже. Ни один ваш пехотинец не будет лезть в окно или искать черный вход. Он обязательно будет заходить в дом с парадного. Имейте это в виду, когда захотите послать наблюдателя в близлежащую постройку. Если та сторона дома, на которой расположена злополучная дверь, находится под наблюдением врага, то… сами понимаете: нырнуть в дом ваш боец может и не успеть.
— Имейте в виду, что чем больше народа вы заведете в постройку, тем лучший обзор вы из нее получите. Если наблюдатель всего один, то он будет бегать от одного окна к другому. Соответственно и “картинку” происходящего вокруг будет передавать весьма нестабильную и неполную.
— Соответственно, в атаке, входя в населенный пункт, всегда устраивайте “проверку паспортного режима”, то есть заводите своих пехотинцев во все дома. Не для того, чтобы обчистить хозяев (“Мамка, яйки, млеко”), а для того, чтобы выяснить, не засел ли на чердаке товарищ с биноклем и рацией. Если “мамка” носит галифе и фуражку, то все ваши силы, находящиеся рядом, начнут обстрел дома автоматически. Чем быстрее вы проведете такую “зачистку”, тем меньше шансов у неприятельской гаубичной артиллерии прицельно вас обстрелять.
— Если какого-то вашего бойца серьезно ранили, и он начинает истекать кровью, а санитарной машины поблизости нет, то заводите его в любую постройку. Как это не странно, но степень здоровья бойца в этом случае фиксируется (ну, это и понятно: наверняка сердобольные хозяева дома аптечку держат) и он может пересидеть внутри до приезда медиков.
— Если враги засели в здании, и выходить с белым флагом не собираются, совсем не обязательно сносить весь дом. Засевших бойцов вполне можно выбить и стрелковым подразделением. Особенно хороши для этой цели стрелки с винтовками (про снайперов я вообще молчу), так как дальность стрельбы у них дальше, чем у автоматчиков. Они даже добивают дальше зоны видимости, и этим можно великолепно воспользоваться.
— Используйте трофеи. Если есть возможность захватить вражескую артиллерию, перестреляв прислугу, постарайтесь не упустить ее. Зачастую захват орудий противника – самый легкий (а то и единственный) путь к победе. Атакуйте артиллерийские позиции с помощью пушек или танков лишь в том случае, если иначе поступить невозможно.
— Имейте в виду, что опыт пехотинцев, ставших артиллеристами, сохраняется. Если, к примеру, за пушку встал один боец, имеющий 1000 очков опыта, и второй, имеющий 0, то орудийный расчет будет иметь 500 очков опыта, то есть получит среднее значение.
Минные поля. Пехотинцы легко и непринужденно могут сделать обычную дорогу непроходимой для противника, а могут провернуть и обратную операцию. Первое отлично работает в обороне, второе – в нападении. Если вы атакуете, и при движении встречаете подозрительное место, не поленитесь проверить его “на вшивость”. Или хотя бы запишитесь. Если обороняетесь, то везде, где есть хоть какая-то вероятность появления вражеских танков, должны быть установлены минные поля. Да, по умолчанию откладывать мины могут только обычные пехотинцы-стрелки, не ждите таких способностей от офицеров или пулеметчиков.
— О местоположении старательно уложенных вашими подчиненными мин тут же становится известно всем остальным вашим подразделениям, и ни один танк или грузовик в здравом уме и трезвой памяти на них не наедет. То же самое будет относиться и к обнаруженным неприятельским “сюрпризам”, которые снимать будет даже не обязательно, если они не загораживают узкий проход.
— Старайтесь не класть мины слишком кучно, так как от взрыва одной может сдетонировать соседняя. Детонацию заготовленных “подарков” может вызвать, также, хороший залп артиллерии.
— Применяйте способности подчиненных по назначению. Вряд ли имеет смысл заставлять снайпера, пулеметчика или истребителя танков становиться артиллеристом. Они вполне хороши на своем месте, а для пушек есть обычные стрелки.
— Не так страшны танки, как их малюют. Даже простые зольдаты с гранатами представляют немалую опасность для танков, в особенности в городе. А уж несколько человек с противотанковыми ружьями или фаустпатронами – неплохой повод для того, чтобы танкисты оппонента написали завещания перед атакой.
— Но только следите за тем, чтобы ваши бойцы правильно применяли свое оружие. Недопустимы ситуации, когда толпа пехотинцев, вооруженных только винтовками, пытается расстрелять тяжелый танк. Особенно смешно смотрится офицер, стреляющий из своего пистолетика. Бронированное чудовище, конечно, весьма медлительно, но снарядов у него на всех хватит.
— Помните, что ваши пехотинцы могут выполнять две дополнительные команды – прятаться за деревьями и домами, когда они вполне самостоятельно начнут искать для себя естественное укрытие и — “воздух!”, некий аналог создания “управляемой” паники, когда ваши бойцы бросаются врассыпную.
— Когда будете поднимать свои пехотные части в атаку, помните, что офицеры очень хорошо бегают, несколько быстрее остальной пехотной братии. По этому, смотрите, чтобы они не убежали слишком далеко и не полегли еще задолго до того, как добегут все остальные.

5. Артиллерия – бог войны!

И она убедительно доказывает это в игре. Хорошо укрепленная артиллерийская позиция наводит ужас на врага, и способна остановить практически любую волну нападающих (хватило бы снарядов). Зачастую именно правильное использование возможностей артиллерии склоняет чашу весов в нашу сторону (или в сторону оппонента, тут уж как повезет).

— Группируйте орудия в батареи. Это повышает их эффективность, залп нескольких орудий намного опаснее, чем россыпь одиночных выстрелов. Это повышает маневренность, проще перемещать уже выстроенную цепочку орудий, чем таскать их по одному. И главное, это очень облегчает управление ими. Вам не нужно судорожно дергать мышкой, выделять орудия и стрелять (за это время ваши солдаты уже успеют склеить ласты в мир иной), нужно лишь выбрать необходимую группу орудий и выстрелить, не отрываясь от экрана, на котором идет бой.
— Не забывайте о снабжении. В идеале лучше всего прикрепить к каждому орудию по грузовику (а еще победить СПИД, установить мир во всем мире и халвы мне на лопате, пожалуйста). Идеал недостижим, но хотя бы по грузовику на батарею – очень желательно. Замолчавшая батарея – жалкое зрелище, к тому же совершенно бесполезное. А уж какими противными голосами они требуют снаряды… нет, лучше до этого не доводить.
— Способы стрельбы бывают разные. Совсем не обязательно видеть противника, чтобы попасть. Помните о заградительном огне, о стрельбе по площадям. Засекайте примерное расположение вражеских орудий по выстрелам (особенно заметны траектории полета мин), и подавляйте батареи. Запоминайте расположение сил противника, открытое с помощью самолета-разведчика, или просто самоубийственного рейда по тылам, и накрывайте позиции врага.
— Неочевидная информация к сведению – для того, чтобы гаубичная батарея стреляла залпами, используйте SHIFT. В режиме реального времени орудия будут стрелять по очереди, если же задать цели на паузе, получится настоящий залп.
— Зенитные орудия очень хороши также при борьбе с живой силой и техникой противника. Их серьезный калибр и немалая скорострельность очень полезны при обороне от больших сил врага, один недостаток – отсутствие щита, вследствие чего прислуга очень уязвима для пуль. Держите неподалеку запасных канониров.
— Ломать – не строить. Помните об этом, и уж если приходится атаковать когда-то в прошлом населенный, а теперь просто укрепленный пункт, сравняйте в нем с землей по возможности каждый дом. Не жалейте местных жителей, их все равно уже всех перестреляли до вас. Не жалейте березки и рябинки, после рестарта миссии они будут как новенькие, а вот стоит ли вам доводить до рестарта?
— Не бросайте пушки на произвол судьбы. Таскайте за собой – все равно рано или поздно понадобятся. Минометы и тяжелые пулеметы также отлично перевозятся в грузовиках. Да, если вы не в курсе – стрелять из орудия вполне может и один солдат, а вот для передвижения пушки нужно впрячь уже двоих. И не забывайте об охране позиций, при всей крутости артиллерии залетный отряд пехоты перестреляет ваших канониров, аки зайцев безответных. К тому же вполне может понадобиться замена убитым бойцам, поэтому оставляйте небольшой пехотный резерв на позициях.
— Пехота, стоящая рядом с орудийным расчетом, поможет, также, быстрее обнаружить противника. АИ частенько ставит рядом со своими батареями офицера. И он в этом прав.
— Старайтесь заблаговременно разворачивать орудия в сторону предполагаемой атаки врага. Этим вы сэкономите драгоценные секунды, а может, и жизнь артиллерийскому расчету, когда начнется заварушка.
— Не смотря на то, что ваши гаубичные батареи не будут стрелять самостоятельно, их огонь можно программировать. Просто указав одну цель, указывайте артиллерийскому расчету еще одну, еще и еще, до появления крестика, показывающего, что мозги у пушкарей не резиновые и запомнить последовательность стрельбы на час вперед им все-таки сложно. Можно, также, заставить гаубичную батарею стрелять залпом. Включаете паузу, и даете каждому орудию по несколько целей. Затем, пустив ход времени, наслаждаетесь серией залпов. Для обработки предполагаемой линии обороны противника – самое оно.
— Когда стреляете по невидимой цели, внимательно прислушивайтесь к звукам разрывов. Если сразу же после взрыва на пару секунд вы услышите потрескивание огня, это значит, что враг лишился орудия, танка или машины. Если снаряд угодил в понтонную переправу, то даже сквозь “fog of war” вы увидите разлетающиеся обломки.
— Разумеется, при обстреле целей, скрытых “туманом войны”, разлет снарядов даже у опытного расчета будет на порядок выше, чем в случае прямой видимости. Точное попадание именно туда, куда вы указали, в этом случае не гарантируется. Имейте это в виду, если будет “напряженка” со снарядами.
— Если ваша дальнобойная артиллерия совсем чуть-чуть не “дотягивается” до того места, которое надо обстрелять, указывайте цель на максимальной дальности в нужном направлении. Дальность стрельбы у гаубиц – вещь не стопроцентно конкретная, и достать то, что вам нужно, можно и “перелетом”. У “Катюш” это “правило” работает почти всегда. Обязательно какой-нибудь шальной реактивный снаряд улетит гораздо дальше, чем вы даже и надеялись.
— Еще в Sudden Strike есть одна народная примета: если вначале очередной миссии у вас под командованием находиться противотанковая батарея на позиции, то это к скорой танковой атаке, а вовсе не к дождю.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*