Обзор S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Обзор S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Непонятно, кто и зачем дергал за ниточки сознания разработчиков до степени «выжигателя мозгов». Игра полна противоречий, где наравне с гениальностью стоят обидные ляпы и недоделки, а порой и откровенное вранье разработчиков.

Итак, концепция сюжета основана на произведении известных советских писателей-фантастов – братьев Стругацких и величайшей техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. По сюжету в 2006 году в Зоне отчуждения произошел еще один взрыв, природа которого не выяснена до сих пор. Зона выросла в размерах и стала смертельной ловушкой, находящихся в ней людей. Последующие экспедиции не пролили свет на происходящее, а предприимчивые люди смирились с растущей опасностью и начали извлекать из нее выгоду. Несмотря на царившую в Зоне смерть и оцепление военных, в зону пробирались охотники за таинственными артефактами с целью их продажи – сталкеры. Одним из них якобы являетесь и вы. Вот тут и начинаются штампы: вы страдаете амнезией, а из зацепок только карманный компьютер с заданием убить одного их сталкеров. Пока это и будет вашей ниточкой, связывающей вас с сюжетом.

a2ee48c47b7f37794ecf63db69a

Геймплей во многом повторяет картину, которую мы видели в игре Xenus: точка кипения. Находимся мы на определенном участке территории, где помимо врагов, есть мирные персонажи, с которыми можно поторговать или взять как запрограммированное, так и случайное задание. На этом ролевые элементы заканчиваются, и идет сплошной экшн, чередующийся с челночным бегом из локации в локацию. Да, тут нет бесшовного мира, да и сам он стал в пару раз меньше, чем обещали разработчики. «Мертвый город» существует лишь в виде таблички на указателе, однако при всем желании попасть вам туда не удастся. В связи с оставшимися 30 квадратными километрами пропала нужда и в транспорте, так что забудьте мечту устроить гонки на БТР`ах и выкиньте из головы видеоролики с рассекающим по Зоне сталкера на КАМАЗе.

Да, игровой процесс сильно отличается от обещанного. Хваленый A-life, призванный оживить происходящее и разнообразить жизнь, не идет ни в какое сравнение с живой вселенной из Космических рейнджеров, и даже порой не дотягивает до реализации жизни в Elder Scrolls IV: Oblivion или Fable. Сталкеры не рейнджеры – они появляются в большом количестве, мрут как мухи и являются простыми болванчиками без души и ничем большим. Заводить друзей среди них нет необходимости, ведь, вернувшись в локацию, можно обнаружить, что твоего друга загрызли собаки или он тупо попал в аномалию и погиб. Основным провалом игры является именно отсутствие жизни. Конечно, кое-какая имитация ее имеется, и порой очень впечатляющая, но это редкость. Да, животные плодятся, бегают по карте, спят и дерутся с враждебным типом. Они атакуют группами, а по одиночке предпочитают ретироваться. Сталкеры бродят с локации на локацию, периодически отстреливаясь от нападающих и отбивая ключевые места у бандитов. В остальное время они кучкуются возле костров, рассказывают смешные, но повторяющиеся анекдоты и бренчат на гитаре. Никто из них даже и не подумает организовать масштабное нападение на блокпост и не захочет присоединиться к вам в поисках приключений. Реалистичнее всего они ведут себя во время коллективных боев. Обходят со всех сторон, «прижимают огнем к земле», используют укрытия, всячески ругаются и перекрикиваются с напарниками. Только за всю игру в меня кинули всего одну гранату. Видимо попались особо зажиточные военные.

ea7cd04b0a21580f2804eacb003

Однако весь этот механизм может дать сбой, и противник встанет как вкопанный, упершись взглядом в землю или наоборот, убив вас через стену. А то, что падение замертво своего соседа у врага не вызывает никаких подозрений, не забавляет и подавно. Жизнь, на выкошенных под звук Калашникова локациях, восстанавливается довольно быстро. И, пробегая назад по очередному заданию, можно обнаружить свежую толпу зомби, стерегущих выход с карты или стаю собак, притаившуюся в кустах. В этом случае достаточное количество патронов заменит только быстрый бег.

Обидно становится и за одну из особенностей игры – за артефакты. Эти предметы появляются из аномалий, и именно за ними еще со времен Стругацких ведется охота. Артефакты можно повесить себе на пояс, тем самым, получив некоторые бонусы или штрафы. Однако эффект от них не особо большой и разнообразный, так что с гордостью носить на поясе и чувствовать себя богом здесь просто нечего. А испорченный напрочь баланс делает из артефактов ширпотреб, который в избытке валяется под ногами. И стоимость у них соответственно маленькая. Не так я себе представлял охоту за артефактами, не так…

b5e407e0e8382bdbfdec8810df6

Но, несмотря на боевые потери в рядах идей, до прилавков кое-что добралось. У игры никак не отнять царящую в зоне гнетущую атмосферу, чувство опасности и безысходности. Поездки в Чернобыль с фотоаппаратом обратились в текстуры высочайшего качества и веры в реальность происходящего. Тонны ржавой техники, практически натуральный город Припять, остатки железнодорожной станции – всё это внушает уважение за проделанную работу. В общем плане дизайн уровней выполнен на отлично. К тому же все это сдобрено остатками отгремевших битв с мутантами и другими порождениями зоны. Окоченевшие трупы, почерневшая от времени кровь на ветровом стекле вертолета и апогей страха – спуск в секретную лабораторию Х18. Если у вас очень мощный компьютер, то картинка станет еще краше, а сама игра даст понять, что на самом деле компьютер можно бы и обновить. На максимальных настройках эта игра является самой требовательной из своего жанра. И вот опять парадокс: с другой стороны эта игра одна из самых щадящих к устаревшему железу. Дело в том, что в игре используется два рендера, один заточен под работу с DirectX 8, а второй прикрутили за последний год, и блистает он шейдерами третьего поколения, а значит, работает с DirectX 9. При использовании нового движка, те же текстуры покрываются потрясающей рельефностью, а вот освещение меняется в корне и становится действительно динамичным и атмосферным. Хотя за некоторые текстуры, разработчиков можно и пожурить. А вот за то, что они не стали вырезать устаревший движок, за это скажут спасибо огромная армия фанатов, у которых в качестве видеокарты до сих пор стоит какой-нибудь GF Ti4200.

tumblr_naj9okcPBS1tjmzlvo1_1280

В дополнение ко всему, в игре двойственный звук. Дело в том, что поддержка объемного звука практически не заявлена. У кого-то звучание объемное сразу, а кто-то добивается этого танцами с бубном и тормошением игровых форумов. Но даже при этом остается сухой остаток плохой реализации объемного звучания и излишних тормозах при использовании этого заморского чуда. И это не последний пример отсутствия нормальных лицензий. Оружие в игре хоть практически точно срисовано с реального, но в названии оно сплошная отсебятина, типа «Гадюка 5″ (МР-5) или «Обокан» (Абакан). Вот тебе и THQ, вот тебе и издатель с громким именем.

Но вернемся к звуку. Отстранимся от объемности и оценим само качество звука. Прежде всего, радует озвучка. Диалогов озвучено минимум, точнее только сюжетные, а вот окружающие разговоры, отборная брань во время перестрелок, музыка и фоновые звуки, всё это сделано на уровне. Про разговоры сталкеров было упомянуто выше – это анекдоты у костра, различные истории и просто мысли вслух. Хоть разнообразия мало, но иногда останавливаешься, чтобы послушать бородатый анекдот в новом исполнении. Во время боя слышны крики и команды вражин, яростные проклятия в ваш адрес и жалобные предсмертные стоны. Потрясающая какофония начинается во время штурма ЧАЭС, когда в ушах стоит хор переговоров военных по рации, вертолеты сверху сеют килограммы свинца, со спины вас подгоняет спецназ, а спереди, витиеватыми оскорблениями, встречают фанатики — вот это хаос боя, когда только есть одно желание — заныкаться в какой-нибудь угол… Музыка выполнена в стиле эмбиент и толком слышна, пожалуй, лишь в главном меню. Отдельное спасибо за звуки в лаборатории Х18 – спать потом долго не хотелось.

76fe8f7adf3fa4fed18e2f1ca69

А еще многие спорят о наличии или отсутствии физики. Я встану на сторону тех, кто ее видит. Пусть интерактивных объектов не так и много – в основном это лишь стандартные бочки и ящики, но даже среди этого видно, какой потенциал у игры. Оценить физику можно путем некоторых экспериментов. Баллистика, RagDoll, разрушаемые объекты – все выполнено на уровне и явно не все 100% от возможного. Это первая игра, где можно сложить реальную кучу трупов. Тела не проваливаются друг в друга, а складываются в горку. Однажды, собрав кучку с меня ростом, я кинул под нее гранату. Взрыв вызвал страшные тормоза, и некоторые глюки, но эффект разлетающихся по углам тел того стоил! Игра полна потенциала. Еще один пример и даже прецедент. Кусты и трава здесь являются реальным укрытием от взгляда врага. Запрятавшись в кустарник, можно оставаться незамеченным практически под носом у противника и, спрятавшись туда во время боя, можно сбить оппонента со следа и подождать, пока он потеряет бдительность. Для тактического шутера есть все задатки. Есть даже детектор шума и датчик того, заметили ли вас. Но, как и всё остальное, эта часть игры тоже работает не без сбоев.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl – игра нереализованных возможностей. Она, безусловно, является хитом, и цифры продаж за рубежом это подтверждают. Но даже я вижу, как она могла бы стать стопроцентно лучшей игрой 2007, как видят это и армия фанатов, делающих модификации игры, в которых хоть как-то пытаются вернуть жизнь и баланс на просторы Зоны. При этом открываются тайны, о том, что на деле, сюжет хоть и нелинеен и даже имеет семь разных концовок, пять из них программируются примитивными триггерами, в которых вся нелинейность и различные концовки регулируются не поведением игрока на протяжении всей игры, а лишь парой ключевых событий. А сама игра построена и сбалансирована таким образом, что за одно прохождение можно пройти мимо половины содержимого. Разработчики «порадовали» и после выхода игры, выпустив первый патч через пару дней после релиза, основной целью которого, конечно, является не исправление ошибок (хотя список состоит из 60 пунктов), а обновление драйверов StarForce и внесение в черный список просочившихся пиратских ключей для игры. Только вот фанаты, копающиеся в течение двух последних лет во всех попавших в сеть билдов игры, в тот же день взламывают всю защиту и преспокойно делают кряки. Господа издатели и разработчики, денег хочется всем, я вас понимаю, но зачем подсовывать нарочно недоделанный продукт? Эта мировая тенденция борьбы с пиратством за счет обычных пользователей ничем хорошим для вас не обернется. Впрочем, много патчей еще впереди, и я верю, что заработает пресловутый A-life, вернется баланс и нормальная боевая система, исчезнет море ошибок, упадут системные требования, настанет дружба с видеокартами от Radeon и игра найдет вторую жизнь, как и пресловутый забагованный Xenus: точка кипения.

00499c78a21ce6ac235fd0485fe

До этих пор, для фанатов, игра будет носить приставку «недо». Недо-экшн и недо-РПГ. Для всех остальных это будет неплохая стрелялка с необычными элементами и замашками, не свойственными отечественным шутерам – замашками стать лучшей игрой 2007 года.

P.S. А вот чего разработчикам не занимать, так это чувство юмора. Они разбросали по земле свои фотографии, послали в Зону Гордона Фримена, выпустили водку «Казаки» и это далеко не всё.

By

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>