Neverwinter Nights 2. Бессонные ночи D&D

Разработчик
Obsidian Entertainment

Издатель
Atari

Издатель в Украине
«Фабрика Игр»

Локализатор
«Акелла»

Домашняя страница
www.atari.com/nwn2/

Статус
Вышла

Дата выхода
31 октября 2006

Жанр
RPG

Номер журнала
6 (22), Июнь 2007

Знак редакции
Выбор редакции

Звезды
4.5

Идея
Ролевая игра на основе D&D с мощным редактором модулей

Графика
Весьма неплохая

Звук
Никаких претензий – и звук, и музыка, и работа актеров на высоте

Игра
Классический D&D-геймплей плюс отличный сюжет

Поклонников жанра СRPG в последние годы почти не балуют новинками, а уж тем более качественными. Если же говорить об играх на базе системы D&D, то вышедшие за последние 5 лет проекты можно пересчитать по пальцам одной руки: Neverwinter Nights, Temple of Elemental Evil, Pool of Radiance. Думаю, не стоит разъяснять, насколько ожидаема была Neverwinter Nights 2.

По сравнению с оригинальными ролевыми системами для компьютерных игр (даже такими проработанными, как в The Elder Scrolls или Ultima) свод правил Dungeons & Dragons потрясает своей продуманностью. Да и созданные под D&D миры – Forgotten Realms, Greyhawk, Dark Sun и пр. – дают огромную фору творениям СRPG-геймдизайнеров. Неудивительно, ведь над D&D десятилетиями трудятся тысячи профессионалов и энтузиастов, доводя до совершенства и правила, и описываемые игровые вселенные. В этом плане конкурентом D&D может выступить только другая настольная ролевая система, GURPS, но к ее услугам создатели СRPG вообще не прибегали (хотя Fallout изначально должна была строиться именно на ней).

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

Золотой век D&D-проектов олицетворяют продукты компании SSI конца 80-х – начала 90-х годов. А ренессанс связан с названиями BioWare и Black Isle Studios, движком Infinity и плеядой великолепных игр – сериями Baldur’s Gate, Icewind Dale и требующей максимального отыгрыша Planescape: Torment. Black Isle Studios прошла через банкротство, возродилась под именем Obsidian Entertainment и теперь тесно сотрудничает с BioWare: канадцы сделали KоTOR, а Obsidian – его продолжение. С Neverwinter Nights ситуация повторилась.

Именно NWN подарила возможность сыграть в партии по сети под присмотром живого dungeon master. Кроме того, в NWN был полноценный редактор для создания пользовательских модулей. Увы, многие геймеры, привыкшие действовать по старинке, не восприняли по-настоящему революционных идей BioWare и просто проходили игру в одиночку, как Baldur’s Gate или Fallout. А по сюжету проект оказался не более чем крепким середнячком. К счастью, Obsidian Entertainment учла это при работе над сиквелом и создала великолепную историю, вполне заслуживающую определения «эпическая».

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

Нападение серых гномов на деревню главного героя – отнюдь не обычный разбойничий рейд, они ищут что-то конкретное. И находка таинственного серебряного осколка в руинах неподалеку дает начало дальнейшим приключениям. Игроку придется не только сражаться с привычными полчищами разнообразных монстров, но и обеспечивать общественный порядок, принимать участие в политических интригах, доказывать свою невиновность в зале суда, а также поступить на службу к правителю Невервинтера, получить собственный замок, пройти древний ритуал очищения и совершить множество других важных поступков. Все, как обычно, ради очередного спасения мира от Главного Злодея.

Создатели игры действительно позаботились о том, чтобы на этот раз выполнять данную задачу было интересно. Баланс между квестовой и боевой частями соблюден отлично, а сами задания разнообразны, хорошо проработаны и, что главное, нелинейны. Сюжетно важные диалоги озвучены, причем камера в этом случае переходит в «кинематографический» режим, демонстрируя беседующих крупным планом. Благодаря синхронизации текста с мимикой персонажей некоторые сцены (например, уже упомянутый суд над главным героем) вообще смотрятся как фильм, только с возможностью влиять на события.

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

Разумеется, все важные действия героя отражаются на его alignment. В зависимости от того, какую фразу мы выберем и какое решение примем, ползунки параметра смещаются по шкалам «порядок-хаос» и «добро-зло», что в свою очередь влияет на возможность получения уровней в определенных классах. Увы, как это часто происходит в компьютерных RPG, полноценный отыгрыш персонажа с мировоззрением Lawful Evil очень сложен – истинно злые поступки почти всегда заключаются в простом следовании принципу «всех убью, один останусь» да еще и регулярно караются меньшим количеством очков опыта. Это не все претензии к сюжетной части: минимальное число различных головоломок, секретных проходов, тайных хранилищ и т. п. Конечно, не каждый игрок их любит, но зачем же полностью отказываться от этой составляющей? К слову, знания событий Neverwinter Nights от геймеров не требуется, сюжетная линия сиквела вполне независима. Но прошедшие первую часть и дополнения к ней обнаружат приятные мелочи вроде встречи с кобольдом-бардом по имени Deekin, да и в диалогах достаточно упоминаний о событиях предыдущего эпизода.

А вот механизм отношений главного героя со спутниками переработан полностью. Если быть предельно лаконичным, то схему а-ля Fallout заменили схемой а-ля Baldur’s Gate. Теперь игрок не только экипирует соратников, но и управляет ими так же, как и протагонистом. Впрочем, AI достаточно адекватен, и в бою, как правило, хватает системы команд, так что жизненной необходимости в прямом контроле нет. Побочные квесты для спутников иногда позволяют им получить новые умения (например, гном-воин сможет стать монахом). Для успешного выполнения данных миссий обычно нужно вначале заслужить полное доверие соратника – в зависимости от слов и поступков главного героя увеличивается или уменьшается количество очков доверия. И это еще одна причина, не позволяющая полностью отыгрывать злых персонажей (а ведь некоторые весьма привлекательные классы могут быть только у них). Добровольцев с соответствующим мировоззрением почти нет, и сформировать из них партию не получится. Вообще, количество возможных попутчиков сравнительно невелико, и «ассортимент» их оставляет желать лучшего. Кстати, отличной находкой стала передача главному герою во владение полноценного замка – идея, заимствованная из Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal и очень добротно проработанная. Восстановление крепости и управление ею – увлекательное занятие, которое даже добавляет в игру экономические и стратегические элементы.

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

Neverwinter Nights 2 использует свод правил Dungeons & Dragons редакции 3,5, что определяет некоторые особенности классов и рас. И, между прочим, разнообразие путей развития персонажа впечатляет. Добавлены новые расы и подрасы (tiefling, aasimar, drow, duergar), классы (warlock) и престиж-классы (frenzied berserker, warpriest). Кроме традиционных престиж-классов, появились такие, для получения которых требуется выполнение сюжетных задач, например Neverwinter Nine (элита защитников Невервинтера) и Shadow Thief of Amn (член могущественной воровской организации). Список столь велик, что даже сложно представить, какие дополнительные возможности предложат нам разработчики в аддонах (а они наверняка последуют). Впрочем, одно направление развития можно предположить уже сейчас: level-cap героя в NWN 2 установлен на отметке 20, т. е. в точке перехода к эпическим классам (игроки должны помнить их по Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark).

Главный просчет создателей Neverwinter Nights 2 вовсе не в отсутствии головоломок или невостребованности ловушек. Многоопытные сотрудники Obsidian Entertainment допустили лишь одну ошибку, причем скорее всего сознательно, заботясь о неопытных игроках. Но именно это не позволило игре получить высший балл. В бою при снижении количества очков жизни до нуля персонаж падает без сознания. Но если к концу сражения хоть один член партии остался на ногах и уничтожил-таки последнего видимого врага, остальные спутники возвращаются в этот мир с одним хитпоинтом. А с учетом того, что еще с первого NWN партии разрешается отдыхать практически в любом месте, теряют смысл не только заклинания Raise Dead и Resurrect, но и практически вся процедура лечения. В итоге серьезные бои происходят почти по одной и той же схеме: те, кто дерется в ближнем бою, бегут на толпу монстров, поддерживаемые стоящими сзади магами, и геройски погибают. Маги же добивают оставшихся супостатов, не жалея заклинаний, ждут возвращения к жизни спутников и всей партией восстанавливают силы путем отдыха. Далее схема повторяется.

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

Но хватит о грустном, ведь, честно говоря, описанный недостаток не меняет общего хорошего впечатления от игры. Поговорим о приятном – о графике. Движок Star Wars: KoTOR, который используется в NWN2, был основательно доработан и вполне соответствует современным требованиям. Конечно, на лавры Oblivion игра посягнуть не может, но выглядит достойно. Радуют глаз эффекты заклинаний, спецатаки персонажей и действие оружия с elemental damage. Дизайнеры отказались от тайловой структуры оформления уровней, так что теперь ощущения однообразности не возникает. А реализация камеры сильно преображает игру: при максимальном отдалении она напоминает MMORPG вроде Lineage II, а в режиме Driving Camera – Morrowind от третьего лица. Сходство с последним проектом усиливается из-за возможности управления персонажем с помощью кнопок WASD. Впрочем, конечно же, не забыт и более привычный фанатам RPG point’n’click. А радиальные меню с пиктограммами, свойственные NWN, заменены на привычные выпадающие меню с текстовыми описаниями. Нет претензий и к звуковому сопровождению, оно соответствует общему высокому уровню продукта.

Картинки по запросу Neverwinter Nights 2

В целом, Neverwinter Nights 2 стала прекрасным подарком для поклонников классических D&D‑СRPG. Вряд ли эта игра вырвет титул «RPG года» у The Elder Scrolls IV: Oblivion, но она однозначно заслуживает внимания всех ценителей жанра. Тем более что сплоченное и многочисленное сообщество фанатов NWN уже приступило к созданию собственных модулей и для второй части. Благо движок предоставляет возможность попробовать себя в нелегкой, но увлекательной роли настоящего dungeon master.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*