Мор. Утопия

Мор. Утопия

Политика крупнейших издателей вроде Electronic Arts или Ubisoft, казалось бы, должна свести на «нет» любые потуги разработчиков сделать что-либо по-настоящему новаторское. Понять major’ов несложно ради коробок с какой-нибудь NHL’06 соответствующая целевая аудитория разберёт по камушкам любой магазин. А ради Darwinia Главный менеджер «электроников» подумает-подумает, да скажет своим орлам «Слушайте, мы тут контракт с DreamWorks подписали… Ровно через полгода жду от вас играбельную версию». Как в подобной ситуации быть несчастным нонконформистам
Совершенно иначе дело обстоит с российским рынком. Даже флагман 1С поощрит любое творческое начинание, приютит талантливых разработчиков и будет ежемесячно десантировать в глянцевые журналы рекламные полосы. «Мору» однозначно повезло. Он получился именно таким, каким его задумывали. Никаких попсовых упрощений, максимум оригинальных и свежих идей.

Неумолимое время.
Сколько бы вопросов типа «Что же за жанр у вашей игры» разработчикам ни задавали, ответ на них остаётся неизменным. Название «Мор», жанр «Утопия». После первого взгляда думаешь, что это такая замаскированная RPG. В самом деле, мы исследуем город, получаем новые задания, путешествуем от одного персонажа к другому. Однако экспа здесь отсутствует как класс, да и вороха характеристик и умений, требующих своевременного увеличения, тут тоже не найдется. Даже наоборот, некоторые параметры стремительно уменьшаются, а критическое значение какого-либо приводит к гибели. Безграничной свободы передвижения, правда, тоже нет. Точнее, она есть, но только в пространстве.
Время здесь – ваш главный оппонент. Чтобы вы ни делали, но через двенадцать игровых дней (или 24 часа реального времени) на экране появится финальный ролик. Концовок несколько, однако цель у нас одна выжить, и по возможности спасти город от страшной болезни. Начинает казаться, что перед тобой самый настоящий survival horror, причём второе слово поджанра можно отбросить. Хотя страшно здесь бывает довольно часто. Скорее даже жутко кровавые бойни, прогулки по ночному кладбищу, пугающе пустынные улочки – все это создает непередаваемую атмосферу страха и безысходности. По степени «давления» на игрока «Мор» может поспорить со многими представителями вышеозначенного жанра, в том числе и с Silent Hill. Похожее чувство возникает при чтении, скажем, «Преступления и Наказания» или «Палаты №6». Пугающее чувство обречённости, ощущение приближающейся напасти, которую невозможно остановить. Персонажи, с отлично прописанными характерами, только нагнетают страстей. С самого начала нас предупреждают «Верить никому нельзя. Даже мне».

Развилка.
Что делать, когда два знакомых человека загадочным образом погибают Как быть, когда за тобой охотится весь город С чего начать, если тебе уже известно, что за эпидемия в городе и как с ней бороться На эти вопросы игроку придётся ответить, сыграв за каждого из трёх персонажей Бакалавра, Гаруспика и Самозванку. Первый приезжает в город, поскольку в нём обитает якобы бессмертный человек – нашему герою очень важна эта встреча ввиду своей деятельности (танатология – изучение смерти). Второй прибывает в это странное место с целью получения наследства, но судьба отводит ему роль изгоя, который старается восстановить свою репутацию. Третья героиня знает, что произошло и просто хочет помочь городу выжить. Несмотря на то, что действие «Мора» происходит в одном и том же месте, стиль игры за каждого персонажа отличается в корне. Фабула построена интересным образом проходя игру следующим героем, вы видите уже случившиеся события, но под совсем другим ракурсом. Например, приключения Бакалавра в третий раз вам покажутся н
чуть не менее интересными, чем в первый. Свою роль в этом играет и литературная составляющая. В кои-то веки отечественный проект может похвастаться плеядой красиво построенных и интересных диалогов. Читать придётся много (тексты, увы, не озвучены) и очень внимательно. Пропустите что-либо важное – пеняйте на себя. Почти на каждую реплику предусмотрено несколько вариантов ответов, влияющих на развитие сюжета. Кое-где, разумеется, можно и съязвить, но чрезмерное остроумие ничего хорошего не сулит. В то же время некоторые индивиды совсем не заслуживают уважительного отношения к себе.
Второстепенных заданий достаточно. Их выполнение – дело опциональное, да и тяжёлой ношей они вряд ли станут. Упомянутое ограничение по времени аукнется и здесь. Наступила полночь – все задания аннулируются. Успели – молодцы, не успели – ничего не попишешь. Выполнить абсолютно все квесты даже за 24 часа невозможно, так что перед вами ещё один аргумент в пользу повторного прохождения.
Базовых параметров несколько жизнь, репутация, усталость, голод, иммунитет, инфекция. Все они взаимосвязаны. Усталость может привести к смерти, голод постепенно уменьшает life bar. Если вы решите поспать (а это единственный способ борьбы с усталостью), то обязательно проснётесь с пустым желудком. Подкрепляться придётся водой из родников и едой в ближайших закусочных. Чем лучше вы ориентируетесь в городе, тем больше у вас шансов выжить.
У персонажа в наличии есть довольно вместительный рюкзак, разделенный на несколько отделов. В базовый набор начинающего борца с неизведанным входят антисептики, лекарства и оружие (правда, пользоваться стволами приходится довольно редко).

Не смотрите мне в глаза.
От внешнего вида «Утопии» остаются двоякие впечатления. Да, временами изображение отстаёт даже от Morrowind’а модели персонажей напоминают растаявшие восковые фигуры, а дома выглядят чересчур одинаково. Однако внутренне убранство «ключевых» зданий выполнено очень неплохо. Хорошо получились и местные достопримечательности. Так, вы совершенно точно распознаете городской театр, железнодорожную станцию, бойню и многогранник. За дизайн последнего вообще можно простить многое.
Со звуковым оформлением дела чуть лучше. Сами эффекты, правда, никакого впечатления не производят, зато музыка подобрана отлично. Мрачные композиции еще глубже погружают в мрачную атмосферу происходящего. Озвучка же практически отсутствует – лишь в начале диалога персонажи что-то произносят и замолкают, оставляя нас наедине с тысячами символов. Сразу вспоминаются старые добрые времена текстовых адвенчур.
Интерфейс не особо удобен. Для вызова характеристик и заданий приходится открывать множество окон. Управление – стандартная для экшнов WASD-раскладка, хотя боевая система выполнена очень скверно. К счастью, пострелять придётся всего несколько раз. Инвентарь невелик, одинаковые по свойствам предметы попадают в одни и те же его разделы, а идентичные находки группируются.

Появление подобной игры в наше время должно казаться странным. Тем более в стране, где отечественные квесты прочно ассоциируются с «Петьками» , а ролевые игры – с «Князьями» да «Златогорьями» . «Мор» выгодно отличается от этих творений, являясь куда более глубоким и серьезным проектом. Простенький внешний вид, непродуманная боевая система и кривоватое управление не могут перевесить великолепный сюжет, роскошные диалоги и необычный, но от этого не менее интересный, игровой процесс. Эта по-настоящему взрослая игра придется по душе тем, кто и в мире виртуальном предпочитает требующие интеллектуальных усилий развлечения.

Оценки:
Геймплей 9.0
Графика 7.0
Звук и музыка 8.0
Дизайн 7.5
Оценка автора 8.5
Итог 8.4.

By

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>