Sign In

Lost Password

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Последняя миссия знаменитого агента, последнее противостояние, последняя схватка с заклятым врагом. Metal Gear Solid 4 – феерическое завершение саги о легендарном суперагенте.

Metal Gear Solid 4 наверняка будут рекомендовать купить всем нынешним (и будущим) владельцам PlayStation 3. Еще бы – такой громкий эксклюзив! По шумихе, созданной вокруг него, появление этого проекта, наверное, может сравниться разве что c предстоящим выходом новой Final Fantasy или запуском полной версии Gran Turismo 5. Но есть один нюанс – если вы не знакомы с предыдущими частями сериала, не спешите поддаваться на уговоры продавца и выкладывать за диск свои кровно заработанные. Хидео Кодзима (Hideo Kojima), основной вдохновитель, бессменный автор сценария и продюсер MGS, сдержал обещание: четвертый эпизод саги действительно является заключительной главой истории ее протагониста Снейка (Snake). И если вы ничего не знаете о его прошлых заданиях, не в курсе, что такое FOXHOUND и кто такие Patriots, просто не поймете, о чем же это со столь серьезными лицами беседуют персонажи, кого и почему они постоянно вспоминают, то трагически вздыхая, то, наоборот, разъяренно грохая кулаком по столу. Кодзима не опускается до объяснения очевидных (с его точки зрения, конечно) вещей, предпочитая жонглировать таинственными терминами, ничего не значащими для непосвященного, и постоянно ворошить дела давно минувших дней, подразумевая, что вы прекрасно осведомлены о перипетиях прошлых эпизодов.

ps3_mgs4_138

По изложенным причинам Guns of the Patriots совершенно не годится для знакомства с сериалом. Поэтому неофитам можно порекомендовать следующее. Вариант первый (для настоящих геймеров): приобрести прошлые части MGS (по отдельности или же в великолепном наборе Metal Gear Solid: The Essential Collection) и последовательно пройти их одну за другой. Вариант второй (для терпеливых): потратить пару вечеров на вдумчивое чтение metalgear.wikia. com или особой Metal Gear Database, бесплатно распространяемой через PlayStation Store (на момент написания статьи Database была доступна в американском, но не европейском отделении магазина). И наконец, вариант третий (для самых ленивых): зайти на известный ресурс gametrailers.com и посмотреть специальную видеоретроспективу. И только после выполнения одного из указанных пунктов приступать к собственно игре.

ps3_mgs4_159

Действие Guns of the Patriots разворачивается в недалеком будущем спустя несколько лет после событий MGS2. На карте планеты появилось бесчисленное множество горячих точек. В конфликтах принимают участие, как правило, не регулярные армейские силы, а так называемые PMC (Private Military Companies) – организации профессиональных наемников. В решении их боевых задач помогают наномашины, которые не только собирают различную полезную информацию о состоянии организмов своих хозяев вроде частоты пульса, уровня кровяного давления и тяжести ранений, но и помогают солдатам координировать действия в бою. Любые тактические данные обрабатываются глобальной Системой (System), известной также как SOP (Sons of the Patriots), по сути контролирующей события, происходящие на полях сражений. Вдобавок с ее помощью легко прервать нежелательный или затянувшийся конфликт просто… отключив оружие – все стволы снабжены персональными метками (ID-tags), блокировать которые можно в любой момент. Казалось бы, Patriots создали идеальный механизм регулирования, но в их планы вмешался Оцелот (Liquid Ocelot).

MGS-touch

Давний соперник Снейка одержим идеей взлома и захвата Системы, что позволит ему одним махом заполучить контроль практически над всем вооружением на планете и даст возможность диктовать свои условия правительствам крупных государств. Разумеется, наш герой категорически против такого исхода дел, поэтому он отправляется на Средний Восток, где недавно был замечен Оцелот, с заданием любыми средствами ликвидировать злодея…

Здесь рассказ о сюжете я, увы, вынужден прервать – боюсь испортить впечатление от игры. Сценарий построен так, что вам постоянно сообщают все новые и новые факты о событиях прошлых частей и раскрывают ранее неизвестные нюансы биографии персонажей. Критическая масса информации, накопившаяся в гениальной голове Кодзимы, обрушивается на фанатов сериала, повергая тех в настоящий шок. Устами своих героев Хидео безостановочно излагает то, о чем раньше поклонники Metal Gear Solid могли лишь догадываться: причины столь быстрого старения Снейка, подробности о Patriots, наконец полностью раскрывающие их сущность, неожиданное выяснение, кем же на самом деле являлась EVA и т. д. Есть даже достаточно явные намеки на возможное содержание следующих частей сериала. При этом я лично, восторженно охая при просмотре очередного ролика, не переставал удивляться, насколько точно сюжет отражает некоторые современные реалии.

1833080-metalgearsolid4gunsofthepatriots_undefined_28848

Кстати, об анимационных вставках, каковых в MGS традиционно много. Если говорить о качестве их исполнения, то сравнить проект решительно не с чем. Здесь все сцены профессионально поставлены и выверены до мелочей, а озвучка и музыка просто великолепны. При этом ролики не пререндерены, а выполнены на игровом движке. Ни в одной другой игре нет ничего подобного. Да что там в игре – иные киноблокбастеры явно уступают ей по зрелищности. А поединок Райдена (Raiden) с восставшим из мертвых Вэмпом (Vamp) заставит актеров восточных боевиков с позором удалиться в пещеры, дабы предаться там сосредоточенной медитации о смысле всего сущего и о влиянии серии MGS в целом и Guns of the Patriots в частности на развитие игровой индустрии.

metal-gear-solid-4-guns-of-the-patriots-06

Бытует мнение, что в Metal Gear Solid нет геймплея. Мол, все, что вы делаете, – лишь бегаете от места, где окончилась предыдущая анимационная сценка, к локации, где начнется следующая. Возможно, в начале первого из пяти игровых актов так оно и есть – участие геймера в происходящем минимально. Но пройдя немного дальше, вы поймете, что ошибались. Здесь налицо действительно оригинальные и запоминающиеся моменты: например поиск одного из персонажей по следам, оставленным его похитителями, или выслеживание в блокадном городе членов движения сопротивления в попытках выяснить местоположение их штаб-квартиры. Даже ставшие привычными для жанра action эпизоды с транспортными средствами выполнены настолько захватывающе, что хочется переигрывать их снова и снова.

2

В целом же геймплей по-прежнему представляет собой удачное сочетание боевика с элементами шпионского триллера. Причем стиль прохождения вы вольны выбирать сами. Хотите – изображайте из себя ниндзя, стараясь всячески избегать внимания противников и нападая только в крайнем случае. В столь нелегком деле вам поможет новый камуфляж – OctoCamo, автоматически мимикрирующий так, чтобы принять вид поверхности, на или рядом с которой расположился Снейк. При этом специальное кольцо-индикатор вокруг персонажа покажет, с какой именно стороны находятся противники. А хотите – вообразите себя Рэмбо, поудобнее перехватите любимую M4 и нагло штурмуйте вражеские позиции, словно в Gears of War. Камера, услужливо висящая за плечом главного героя, и система использования укрытий прилагаются.

Оружие, кстати, разрешено модифицировать, для чего придется обратиться к загадочному торговцу по кличке Дребин (Drebin). В любой момент, выбрав в меню пункт Drebin’s Shop, вы можете, скажем, установить глушитель на недавно найденный пистолет, поставить снайперский прицел на автомат или навесить на него подствольный гранатомет. К тому же Дребин предложит «взломать» недоступные вам пушки (вы ведь не забыли, что ID-tags защищают их от «несанкционированного использования»?) или приобрести новое оружие и боеприпасы из дозволенного ассортимента. К вашему вниманию огромный выбор известных современных марок (вряд ли вы успеете опробовать их все в течение первого прохождения). Вместо денег в виртуальном магазине используются так называемые Drebin Points, их зарабатываете, собирая на поле боя трофейные стволы. Определенное количество бонусных очков получаете за убийство некоторых соперников, быстрое и «бесшумное» прохождение ряда этапов и по завершении каждого игрового акта.

foto-metal-gear-solid-4-guns-of-the-patriots_2jve

Отмечу, что появление Дребина значительно облегчило Снейку выполнение его миссии. Отныне можно не экономить заряды для RPG и не собирать патроны для снайперской винтовки перед ответственным поединком – все это в любое время доступно в магазине. А значит, хардкорным геймерам лучше вовсе забыть о существовании Drebin’s Shop. Надо сказать, что в некоторых эпизодах вместе с главным героем воюют его союзники, хотя особо рассчитывать на них не стоит. Тут действуют хорошо знакомые по серии Call of Duty принципы: пока вы не доберетесь до очередного триггера и/или не уничтожите некую ключевую цель, дружеские бойцы и противники будут бесконечно умирать и появляться вновь. Поэтому попытки меткими выстрелами хоть немного сократить численность вражеского боевого состава в данных случаях практически бесполезны.

Уровень искусственного интеллекта по указанным выше эпизодам (коими, к слову, пестрит завязка игры) оценить невозможно. Так что, едва засев за Guns of the Patriots, не спешите делать выводы. В дальнейшем, когда Снейк начнет действовать в одиночку, без поддержки своих товарищей, AI не раз удивит вас. Вражеские солдаты ведут себя очень грамотно. Спокойно патрулируют охраняемую территорию, а заметив странную тень, мелькнувшую у них за спиной, или услышав непонятный звук, начинают методично прочесывать местность, проверяя разные подозрительные места. Увидев Снейка, они предпочитают не бросаться к нему по прямой (хотя порой случается и такое), а рассредоточиться и, перемещаясь от укрытия к укрытию, попытаться окружить героя и зайти ему в тыл. Если же не удается это сделать, протагониста попробуют выкурить гранатами или «обрадовать» залпом из установленного неподалеку миномета.

metal-gear-solid-4-guns-of-the-patriots-09

Разумеется, без битв с боссами дело не обойдется. На этот раз против вас выступят представители особого отряда Beauty and The Beast Corps – измученные девушки, чьи жизни были покалечены жестокими реалиями войны, ныне не испытывающие ни сочувствия, ни сожаления и движимые лишь жаждой мести. Они закованы во впечатляющие бронекостюмы, дающие уникальные возможности в бою, так что поединок с каждой из «красавиц» наверняка запомнится вам надолго. Кстати, эффективность действий Снейка теперь зависит от его психического состояния (демонстрируется шкалой Psyche Gauge, расположенной под полоской здоровья). Чем выше уровень стресса – а постаревшего суперагента расстраивает все, от стрекочущего станкового пулемета до чрезмерно долгого торчания на морозе, – тем ниже падает показатель Psyche Gauge, а вместе с ним уменьшается точность стрельбы и скорость пополнения Life Bar.

Поэтому, вместо того чтобы сломя голову бросаться в очередную потасовку, лучше провести рекогносцировку с помощью небольшого робота MG Mark II, сконструированного неизменным напарником Снейка – Отаконом (Otakon). Причем верткий бот сгодится не только для разведки, он может атаковать вражеских солдат электрическими разрядами и собирать трофейное оружие, боеприпасы и другие бонусы. Не менее полезным изобретением Отакона является Solid Eye System (та самая электронная наглазная повязка, которую постоянно носит главный герой). Она позволяет увидеть детальную информацию обо всех участниках боя, услужливо подсвечивает полезные предметы, находящиеся в разных укромных местах, и к тому же служит биноклем и прибором ночного видения.

a3c32be16a4e

Правда, мне показалось, что Кодзима, увлекшись новыми гаджетами, совсем забыл о старой доброй Codec – рации, используя которую протагонист мог практически в любой момент связаться с ключевыми персонажами. Конечно же, «дежурные сеансы», предусмотренные сюжетом, остались. Но приятной необязательной болтовни, знакомой по предыдущим частям, увы, нет. Вам лишь сухо напомнят текущую задачу или быстро выдадут необходимую подсказку – и все. Да и список контактов, смешно сказать, ограничивается парой пунктов. А жаль.

1

Еще одним разочарованием может стать Metal Gear Online – многопользовательская составляющая проекта. Причем дело не в качестве ее исполнения – с этим как раз все нормально: тут и настройка внешнего вида персонажа, и система развития навыков, как в Call of Duty 4, и подробная статистика, и полный набор необходимых режимов: Deathmatch, Team Deathmatch, пара вариаций Capture the Flag и захват территорий. Есть даже онлайновые тренировочные курсы для солдат-новичков и возможность попробовать выступить в роли Снейка против других игроков-солдат. Уже работает MGO Shop, через который приобретаются различные дополнения. Все вроде бы замечательно, но огорчают различные технические нюансы. Вопервых, вам понадобится зарегистрировать отдельные Konami ID и Game ID (простого аккаунта для PlayStation Network недостаточно). Во-вторых, новые логины и пароли иногда принимаются далеко не с первого раза, а закачка необходимого патча может проходить очень долго и оборваться в любой момент (на скорость и качество соединения с Интернетом, предоставляемого моим провайдером, жалоб никогда не было), причем эту самую закачку нельзя перевести в фоновый режим – вам остается только жевать бутерброды, поглядывая на медленно ползущую progress bar. В-третьих, есть нарекания на периодические лаги и automatching system, которая функционирует не так быстро и эффективно, как хотелось бы. Трудов по доводке и шлифовке своего творения у разработчиков явно будет еще много.

Напомню: во второй половине 2008-го Konami собирается выпустить Metal Gear Online в качестве отдельной многопользовательской игры, и, возможно, решение включить MGO в Guns of the Patriots было ошибочным. Создается впечатление, что издатель пожелал попросту увеличить число бета-тестеров. Правда, представители японской компании уверяют – это никакая не beta, а так называемый Starter Pack, знакомящий игроков с выходящим в обозримом будущем проектом. Однако впечатления законченного, тщательного протестированного продукта он не создает. И уж тем более MGO меркнет по сравнению с выверенным до мелочей однопользовательским режимом. Впрочем, мне хочется верить, что озвученным выше проблемам довольно быстро найдется решение. Узнать о том, как продвигаются дела с Metal Gear Online, вы сможете, прочитав следующий, сентябрьский номер Gameplay, – подготовкой отдельного материала о MGO уже занят один из наших авторов.

metal-gear-solid-4-guns-of-the-patriots-10

А вот к графической составляющей проекта в целом претензий практически нет. Хотя совершенной ее не назовешь: Снейк местами проваливается в геометрию, руки вражеского бойца, крепко сжимающие автомат, могут магическим образом пройти сквозь запертую дверь или не очень толстую стенку, камера порой демонстрирует неприятно размытые текстуры. Но на подобные огрехи просто не обращаешь внимание – некогда. В single вас поражают отлично смоделированные локации и сногсшибательные анимационные сцены, а в Metal Gear Online глазеть по сторонам не дает динамичный геймплей. Не менее впечатляет и звуковое оформление. Одно только специфическое мычание Gekko, крайне агрессивных вражеских мех, дорогого стоит. Музыкальное же сопровождение к MGS4 вновь писал Гарри Грегсон-Уилльямс (Harry Gregson-Williams), автор саундтреков к двум предыдущим играм серии и к таким голливудским лентам, как «Шпионские игры» (Spy Game), «Царство небесное» (Kingdom of Heaven) и «Дежавю» (Deja Vu). Комментарии, думаю, излишни.

В заключение подробно разъясню итоговый балл, выставленный новому творению Кодзимы и его команды. Если бы в Metal Gear Solid 4 не было пресловутой онлайн-составляющей, игра получила бы максимальную оценку. Всетаки указанные недостатки single несущественны – это скорее придирки фаната, наивно желающего заполучить некий идеальный (по его представлениям) проект. Но наличие не самым лучшим образом реализованной Metal Gear Online, как говорится, портит всю малину. Едва закончив с сюжетом, вы кидаетесь в Сеть и… разочаровываетесь. Конечно, ошибки исправят, баланс наладят, но неприятный осадок все равно останется. Давайте судить трезво – в качестве комплексного продукта наивысшего балла MGS4 не заслуживает.

By

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>