ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

  • Жанр: авиасимулятор
  • Разработчик: 1C:Maddox Games
  • Издатель: 1C
  • Сайт игры: http://www.il2sturmovik.com/

Что круче , «трубы» или «винты»? Для обычных людей вопрос, по крайней мере, странный. Фанатам же авиации ничего объяснять не надо, переломный момент в развитии боевых самолетов навсегда разделил их на два лагеря — людей, очарованных винтокрылыми машинами первой половины ХХ века, и знающих на зубок имена ассов Первой и Второй мировых войн, и тех, кому по душе технологическое совершенство реактивных монстров современности. В мире компьютерных симуляторов это разделение постепенно приобрело размеры пропасти — слишком разные навыки требуются для успешного пилотирования поршневых и реактивных аппаратов, принципы воздушного боя кардинально отличаются.

Картинки по запросу ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

И если для «реактивщиков» выбор симулятора ограничен тремя-четырьмя названиями и в основном определяется личными предпочтениями, то для «поршней» полтора года назад выбора не осталось вовсе — проект Олега Медокса «Ил-2. Штурмовик» был настолько выше конкурентов, что все дружно перешли на него. И только месяц назад у него появился реальный соперник — «Ил-2. Штурмовик. Забытые сражения».

Три в одном

Определимся сразу — «Забытые сражения» (ЗС) ни в коем случае не add-on. С первой игрой его роднит только историческая эпоха, движок и элементы оформления меню. Основное различие — в новом проекте упор сделан на однопользовательскую игру. От богатства выбора просто рябит в глазах. Можно выбирать карьеру летчика: СССР — истребитель, истребитель (Ленинград), штурмовик, штурмовик (Ленинград), бомбардировщик ТБ-3; Германия — истребитель («Север»), истребитель («Центр»), истребитель («Юг»), истребитель-бомбардировщик (различные модификации Bf-109 и FW-190), бомбардировщик He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87; Финляндия — истребитель; Венгрия — истребитель. Учтите еще возможность выбора конкретного подразделения — от трех за финнов до нескольких десятков за Советы. Если Вам и этого мало, знайте — компании теперь динамические, т.е. генерящиеся в реальном времени. Начав проходить параллельно две компании за одинаковых персонажей, мы получим набор АБСОЛЮТНО разных миссий.

Картинки по запросу ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

Построение игры отныне таково, что служить придется в, своего рода, виртуальном коллективе, все летчики эскадрильи имеют имена, фамилии и набор индивидуальных характеристик. Потеря в бою опытного пилота становится достаточным основанием для переигровки миссии, заставляя игрока действовать в команде. (Честно признаться, в первом «Ил-2» можно было спокойно наплевать на ведущего, и отправится на свободную охоту без каких-либо последствий.) Поверьте, играть, соблюдая условия реальной жизни — взлет, полет в строю, групповой воздушный бой, организованное возвращение и посадка, — гораздо интереснее, чем по закону джунглей — «каждый сам за себя». Именно упор на реализм (да-да, еще больший!) является второй отличительной особенностью «З.С». Если раньше с некоторой долей снобизма подчеркивалась необходимость джойстика, то теперь реально необходим руддер. И все из-за того, что в игре впервые реализовано ПОЛНОЕ управление поршневым мотором. Газ, шаг винта и створки радиатора первой игры — просто детский лепет, по сравнению с появившимся высотным корректором, магнето и уровнем обогащения смеси в «З.С.». (Сожалею, но формат обзора не позволяет вдаваться в технические подробности, читайте специальную литературу 😉 ). Да, конечно, в опциях можно отключить эту возможность и играть по-старинке, но мне уже начал сниться Trastmaster HOTAS. Да что там управление двигателем, как вы отнесетесь к РУЧНОЙ уборке-выпуску шасси (присутствует на некоторых самолетах)? Пока это «революционная» возможность реализована в виде быстрого нажимания клавиши, но в связи с дефицитом оных на клавиатуре, похоже не за горами выпуск спец. контроллеров. Не буду расхваливать реализм модели полета, не знаю, не летал, но очень порадовала реалистичная симуляция … смерти. Достаточно одной пули в голову и все — черный экран и тишина. Можно посмотреть на свой самолет и тельце пилота в нем, вот только вернутся в него невозможно.

Картинки по запросу ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

Ну, и, наконец, собственно самолеты — машин, на которых можно воевать, стало в два раза больше — 80 штук. Но самое главное, восстановлена историческая справедливость — забытые разработчиками самые массовые советские истребители начала войны И-16 и И-153 «Чайка» стали доступны для пилотирования, каждый в двух модификациях ( И-16 — тип 18 и 24, И-153 — М 69 и П ). Расширилась гамма самолетов поставленных по ленд-лизу, помимо «Аэрокобры», появились Р-40Е «Вархок», «Харрикейны» Mk.II b и c, Р-47 «Тандерболт». Для поклонников люфтваффе настоящим подарком станет немецкий аналог Ил-2 — Ju-87 (аналог не по внешнему виду, а по кругу решаемых задач). Особенно порадовала модификация G-1 с двумя 37-мм пушечками под крыльями. Знатокам понравится Эмиль — самая ранняя массовая модификация Bf.109. и Курфюрст — самая поздняя.

Ковыляя во мгле…

«Ил-2 Штурмовик» был един в двух лицах. Помимо титульной возможности летать пилотом штурмовика, существовала полноценная компания летчика-истребителя. «З.С.» предоставляют редкую возможность оказаться в шкуре пилота поршневого бомбардировщика. Точнее даже не столько пилота, сколько члена экипажа огромного самолета. С точки зрения пилотирования трудность представляет раздельное управление 2-4 двигателями. Что бы ни писали в мемуарной литературе, полет даже с одним не работающим мотором довольно проблематичен, не говоря уже о посадке. Довольно неожиданно на первый план выходят триммера. Дело в том, что бомбер, для удачного выполнения задания, необходимо заставить двигаться на определенной высоте с определенной скоростью строго прямолинейно, «подрулить» в процессе бомбометания не удастся. Учитывая боковой ветер, необходимо заранее подобрать такое положение триммера руля направления (а в некоторых, особо критичных случаях, и разную тягу двигателей), чтобы машина не рыскала. Но на этом ваши проблемы не закончатся. Еще предстоит смена амплуа и выступление в роли штурмана-бомбардира. Для этого придется освоить хитрый прибор — бомбовый прицел. Похожий на дверной глазок, в опытных руках он превращается в смертоносное оружие, позволяя положить десяток бомб точно на голову супостата. Вот только пока они появятся, эти руки, пройдет не один месяц. Вся штука в том, что перед бомбардировкой в прицел необходимо ввести высоту и скорость, да не приборную, а реальную. Объясняю, приборы самолета показывают высоту над уровнем моря и скорость самолета относительно окружающего воздуха. В прицел же надо забить высоту над целью и скорость относительно земли. Единственное до чего снизошли разработчики, так это сообщили, что реальная скорость несколько больше приборной. Все! Лично для меня алгоритм работы прицела так и остался довольно туманным, наверное, военная тайна. Ну, допустим, Вы ввели какие-то данные, осталось ждать, пока в перекрестье появится цель, и не проспать момент сброса бомб. Необходимо добавить, что угол зрения прицела очень мал, и если самолет не пролетит точно над целью, можно довольно долго в него таращится. После того как бомбы будут сброшены, останется всего ничего, попытаться вернуться домой. Подразумевается, что Вас не разнесли в клочья зенитки пока бомбардировщик шел по прямой на цель. Наконец-то можно маневрировать и менять высоту, пытаясь уйти от снарядов с земли.

Картинки по запросу ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

И когда покажется, что все в порядке, покажутся вражеские истребители. Диалектика войны — от зениток легче уходить по одиночке, от истребителей имеет шанс отбиться только сплоченная группа самолетов. Выбор стратегии полностью в наших руках. Но если в лом заморачиваться на пилотирование и расчет траектории бомбометания, можно довольно комфортно прокатится стрелком, благо в том же ТБ-3 их четверо. Скучновато, но можно оценить красоту ландшафта.

Рестайлинг унд фейслифтинг

Больше деталей — похоже, именно под таким девизом работали в Maddox games. Не создавая принципиально нового движка, разработчикам удались значительно разнообразить мир «Ил-2», сделав его более подробным.. Модели самолетов (и так заслуживающих самой высокой оценки) стали практически неотличимы от прототипов. И компактные истребители и громоздкие бомбардировщики обзавелись огромным количеством мелких деталей, и особенно это заметно на устаревших типах самолетов — бипланах И-153 «Чайка». Рассматривая эту машину, невольно проникаешься уважением к вложенному труду. Точно воспроизвести все расчалки, стойки и подкосы бипланной коробки, кинематику механизма уборки шасси, кабину пилота — во всем чувствуется бескомпромиссный подход знатоков истории авиации. Ну а в полной мере осознать размах проекта, можно рассматривая циклопический ТБ-3. Гофрированный монстр является символом советской авиации 30-х годов и впечатляет не только размерами крыльев с четырьмя двигателями и неубирающимися тележками шасси, но и открытыми кабинами пилотов и стрелков.

Картинки по запросу ИЛ-2 Штурмовик: Забытые сражения

Не меньше труда вложено и в окружающий ландшафт. Окрестности Ленинграда и Кронштадт представлены в самом подробном виде — леса и заливы, корабли на рейде, трубы заводов, аэродромы. Довольно однообразные «поля» первой игры в прошлом — с высоты птичьего полета земля предстает в виде холмистых лоскутков, разрезаемых многочисленными речушками. Заметно возросла и концентрация войск на единицу площади. Зенитки могут прятаться в самых неожиданных местах, а в местах штурмовки они создают самый настоящий ад. Но чертовски красивый — сетки трассеров, вспышки справа, слева, куски обшивки летят во все стороны… Феерия. Вот только, к сожалению, за все приходится расплачиваться. Машины, которые худо-бедно тянули «Ил-2», напрочь отказываются работать с «ЗС». Тормоза не дают даже свободно крутить головой. И тут возникает крамольная мысль — а стоит ли оно того. Стоит ли вкладываться в недешевый апгрейд компьютера ради продолжения проекта полуторагодичной давности. Думайте сами, решайте сами, но сначала посмотрите. Лично я присматриваю новую видеокарточку…

Обработать напильником

Не хочется говорить о недостатках, игра откровенно понравилась, но… Расстраивает больше всего то, что багги какие-то мелкие, но многочисленные. Посидев на месте разных членов экипажа, обнаружил забавный баг — таинственное исчезновение и появление членов экипажа. С места носового стрелка ТБ-3 четко видны два пилота, с места же командира второго пилота не наблюдается. И так на всех самолетах. Откровенно раздражает AI — очень агрессивный и не слишком честный. Боты ведут бой на таких режимах полета, при котором у Вас краснеет или чернеет экран. Враги все поголовно снайперы, да и самолеты у них особенные — двигатели не глохнут и не перегреваются, повреждения не сильно сказываются на их пилотажных качествах. Чувство страха (или то, что заменяет его AI) отсутствует в принципе — отважные противники, не сомневаясь, идут в лобовую, а то и на таран. Когда Ваша горящая машина, наконец, врежется в землю, на экране появляется череда занимательных надписей — «Двигатель заклинило», «Баки пробиты» и т.д. и т.п. И все это на фоне обугленной воронки. Не проще было бы написать классическое «Game over». А ведь это только НОВЫЕ баги, а ведь остались и практически все старые. Странное ощущение, что разработчикам не хватило банального бета-тестинга, чтобы отшлифовать проект. И еще, честно говоря, уже надоело повторять, но когда, наконец, появится нормальная инструкция. Не брошюрка о том, как правильно устанавливать диск в CD-привод, а полноценное техническое описание, возможно с разбором особенностей основных типов машин. Хотя в коробке «ЗС» я обнаружил весьма занимательную книжицу — «Наставление по боевым действиям штурмовой авиации». Стилизованная в духе 40-х брошюра просто и довольно толково объясняет, как пользоваться именно Ил-2, снабжена яркими иллюстрациями и таблицами, дающими понятие КАК правильно оперировать прицельными приспособлениями этой машины. Выражая всяческий респект г-ну Логинову — автору этого труда, хочется все-таки поинтересоваться, почему датированная 2001 годом книжица появилась в коробке только сейчас — в 2003. И когда, наконец, появится «Наставление …» для истребителей и бомбардировщиков.

Собственная гордость

Скажу честно, дико раздражают телевизионные призывы поддерживать отечественного производителя дешевых и некачественных товаров. Как-то поотвыкли уже мы от дефицита и унижения очередей. Хочется качественного продукта, сделанного с душой и уважением к потребителю и собственному труду. И чертовски приятно видеть российский проект «Ил-2» своего рода «мерседесом» летных симуляторов, «бмв» компьютерных развлечений. Никакие призывы не заменят маленькой надписи на красочной коробке Trustmaster-овского джойстика — «Рекомендуется для игры «Ил-2».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*