Sign In

Lost Password

Half-Life 2: Episode One

Ранее в бункере

Шесть полос об игре, проходящейся за три часа — это сильно, конечно. Я, честно говоря, готов был написать самую короткую в своей ээ практике рецензию, состоящую из слов „еще три часа Half-Life 2. Извините, мы больше не будем УРА!!!“. В итоге на этот текст ушло в три раза больше времени, чем на весь Episode One.

l1150697191

Все дело в том, что за забавой стоит важная индустриальная тенденция: episodic gaming. Пропускная способность Интернет-каналов в мире растет с той же примерно скоростью, что обороты колумбийских наркокартелей; зависимость разработчиков от диктата паблишеров-дзайбатсу приводит к необходимости поиска новых каналов распространения — вот Valve и умножила два на два, став пионером цифровой дистрибуции. Надо заметить, вовремя: платные downloads становятся такой мощной рыночной составляющей, что прямо не знаешь. В Штатах на них приходится уже что-то около трети всей музыкальной индустрии в целом; в Англии намедни главным национальным синглом стал роскошнейший “Crazy” Гнарлса Баркли, который ВООБЩЕ не выходил на CD — зато только легальным образом его скачали более 700 000 раз.

19551on2

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Steam — система до крайности тормозная, громоздкая и банально сделанная через жопу; до сияющих высот богоравной iTunes ей — как до Китая противоестественным манером. Здесь даже не то чтобы вина Valve, а, скорее, специфика медиа-формата: современные игры весят по мильону гигабайт, замучаешься закачивать. Background downloads блокируются дюже умными файрволлами, а оставлять компьютер на ночь закачивать все богатство… Ну, знаете. Мой, например, ПК почему-то сопровождает свою деятельность адским ревом вентилятора. Спать в таких условиях, как говорят герои Михаила Зощенко, „скушно“.

Короче, решение было найдено: скармливаемые пользователям за деньги эпизоды. В прошлом номере мы обозрели SiN Episodes — Emergence, теперь вот шизофренически названная Half-Life 2: Episode One (предыдущий псевдоним игры, Half-Life 2: Aftermath, звучал существенно более вменяемо). Концептуально, кстати, продукты различаются довольно сильно: если левелордова погремушка рассчитана а) на задротов-школьников и б) на тех странных людей, которые хранят приятные воспоминания об оригинальной SiN, то HL2E1 (будем дальше называть ее так для краткости) выполнена по всем законам грамотного телесериала. Оригинальная Half-Life 2 была 18-часовым пилотом, подсадившим аудиторию на конкретную такую зависимость — еще и заканчивалась тем, что у нас в индустрии называется словом cliffhanger. Неотвеченными остались просто-таки десятки вопросов. Что самое интересное, на эти ответы среднему пользователю было не наплевать. Что, например, за мясная хреновина, дававшая указания злочинному доктору Брину? Что они там бормотали про host body? Что за история со сталкерами, в которых комбайнеры превращали особо непокорных землян? Ну и т.д. Короче, едва ли не первый на моей памяти случай, когда сюжет, нарратив стал для меня важной мотивацией запуска игры.

HALF_LIFE_2_EPISODE_2_SCREENSHOT_1

И что вы думаете? Никаких таких ответов Episode One не дает — напротив, в лучших традициях моего любимого сериала Lost только наворачивает дополнительных загадок. Приводить их здесь нет никакой возможности; так только, намекнем — почему Гордону и Эликс так очевидно поплохело, когда из Цитадели начали разлетаться не скажу кто?.. Почему headcrab’ы стали нападать не скажу на кого?.. Неужели Combine вот так просто стиснет себе сфинктер, простит Гордону Ф. надругательство над Цитаделью и благополучно уберется с Земли в свои комбайнерские свояси? Ужас короче какой-то. В довершение ко всему, по Интернету ходит официальный тизер-трейлер Episode Two, где дело происходит в лесу, а на Гордона посягают забавные трехногие штучки, называемые Хантерами. Valve, в общем, овладела всеми сценарными и маркетинговыми ухватками правильного сериалопроизводителя и успешно применила их в радикально новом медиа-формате. Молодцы. Как говорит мой нынешний босс, „получаете сегодня пятерку“.

91003

К собственно игре. Действие HL2E1 стартует сразу после титров оригинальной Half-Life 2: из оружия у Гордона только генетически модифицированная физическая пушка, под ногами путается (довольно неубедительно) спасенная вортигонами девушка Алисия, вокруг скачет железный Собак. Надо вернуться в трещащую по швам Цитадель — доделать кое-какой, как выражается английский PC GAMER, housekeepeing. Из достопримечательностей дальнейших нескольких часов: путешествие в поезде с (полу)живыми сталкерами, стрельба в КРОМЕШНОЙ тьме по драматически мычащим headcrab-зомби, финальная раздача колченогому страйдеру на железнодорожном вокзале. Стрельбы мало. Автомобилизма нет совсем (а жаль — гонять по фривеям в багги было весело до крайности). Зато, на мой вкус, чересчур много прыжков, беготни и прочей конской акробатики с паззлами. Неприятнее всего то, что стремительно наступает финита — не успеваешь толком разогнаться, как со всего маху врезаешься в титры. Если бы следующего эпизода нужно было ждать, ну, месяц — оно бы ладно. Но полгода, а то и дольше… Впрочем, это, конечно, нытье. Даже в этих жалких нескольких десятках минут Half-Life 2 узнается безошибочно: совершенно непередаваемое человеческим языком ощущение полного погружения. Простой эксперимент: запустите друг за другом SiN Episodes и вот HL2E1 — ну? Видите? Одна переминается с ноги на ногу с постным выражением циферблата и грязью под ногтями, вторая испускает внутреннее неземное сияние. Одна похожа на первый проект перспективных восточно-европейских разработчиков (хотя где им, страстотерпцам…), вторая — на новую, лучшую жизнь. Никто, кроме Valve, так почему-то не умеет. Если бы Half-Life 2 можно было разобрать по винтикам и потом снова собрать — давно бы склонировали за милую душу. А вот нет — есть какой-то секретный ингридиент, что ли.

Читателю, разумеется, интересно, как игра справляется с искусственно-интеллектуальной Алисией, которая не отстает от нас ни на шаг на всем протяжении эпизода. Справляется хорошо: девица концептуально неспособна умереть, что разом избавляет пользователя от страшнейшего геморроя, зато как-то неприятно царапает по достоверности: дама способна, например, наступить на гранату и лишь тихо ойкнуть из эпицентра (окрестные зомби в этом время в виде осадков выпадают с потолка) — это не говоря уже о такой прозе, как беспроблемное принятие на грудь пяти магазинов из вражеского автомата. Зато она подсказывает путь, когда мы заблуждаемся, и шутит идиотские шутки, в ответ на которые Фримен традиционно хранит тупое молчание. Великая, вообще говоря, жизненная правда: женское чувство юмора находится обычно в какой-то буквально обратной зависимости от длины ног. Только, конечно, слушателю надо все равно смеяться.

Hl2ep2_cinematicphysicsshack

Еще в Valve немного подкрутили Source-движок (которому, вообще-то, исполняется два годика — а вы-то до сих пор считаете его последним писком моды) — особенно по части алгоритмов освещения (см, как Эликс прикрывает глаза от фонарика; как бодро блестит слизь на головах зомби) и физики тел (трупы перестали обнимать себя ногами за шею и цепляться пальцами ног за подоконники). Опять же, ничего экстраординарного — такая вполне себе узнаваемая Half-Life 2. Current-gen. Скоро будет полноценный last. Хотя нет, при желании отковырять модную технологию можно и здесь (если, конечно, ее поддерживает ваша видеокарта): речь идет о том, как наше внутриигровое зрение адаптируется к яркому свету после темноты. Выглядит забавно, но не сказать чтобы прямо так уж реалистично — наигранно, скорее. Впрочем, как говорит публицист Максим Юрьевич Соколов, „Христос с ними“.

В общем, на таком бытовом, общечеловеческом уровне HL2E1 — кусочек отличной игры, который надо непременно покупать и ждать следующих (всего эпизодов будет три). Не надо даже париться со Steam’ом: „Бука“ продает все в jewel’ах одновременно со всемирным релизом. С другой, извините, профессиональной стороны, все это разит обычным хладнокровным деньгозарабатыванием, по поводу которого так страшно страдают профессиональные любители одного журнала с точкой в названии. Еще с одной стороны, такой подход заметно честнее, чем собрать на том же движке и из того же количества контента нечто под названием Half-Life 3… Короче, я надеюсь, что эти шесть страниц уже закончились, потому что вы наверняка успели уже не только купить HL2E1, но и три раза пройти ее задом наперед с завязанными глазами. Как бы мне все-таки порвать с этой благословенной Эндустрией?..