Economic War (Political Tycoon)

Economic War (Political Tycoon)

Нам, шейхам и нефтяным магнатам, не чужд полет мысли и возвышенные душевные порывы. Ведь это так прекрасно – бросить все мелкие, суетные дела и просто побыть президентом. Маленькой какой-нибудь страны. США, к примеру, подойдет. Не зарывать же организаторский талант в пески Сирийской пустыни…

Чем плохо быть президентом – поспать толком нельзя. Так и лезут всякие обормоты с неотложными делами. Торговые сделки, предложения о научном сотрудничестве… А глазки-то у посланников бегают, видно, что к кнопке заветной хотят подобраться. Вот судьбинушка президентская – не смыкая глаз, сторожи ядерный чемоданчик. Некогда даже к женам съездить на пироги с капустой.

Жанр — Стратегия
Разработчик
Издатель
Платформа — Windows 9x
Дата выхода — 2001 год

Монте-Кристо из Буэно-Висто (на самом деле — из Парижа, но уж больно рифма походящая)

Президентство, пироги, холодная война – все это, конечно, важно. Но сначала я все-таки хотел бы чуть-чуть рассказать о разработчиках игры, о компании Monte Cristo. Дело в том, что именно эта команда создала такую головоломную и безумно интересную экономическую стратегию, как Start Up. Запоминающаяся игра. Качественная и продуманная, хотя местами чересчур сложная – чуть мозги не вывихнул в свое время, борясь с ней. Имел даже место выпуск патча, оглупляющего AI. Занятно, не правда ли?
Так вот, Start Up – это, можно сказать, визитная карточка Monte Cristo. Они специализируются на экономических стратегиях и, по-моему, реально претендуют на мировое лидерство в этой игровой области. Посудите сами: опыт есть, свежие идеи – тоже, графика современна и к тому же самобытна. А главное – есть свой особенный стиль. В разработке и на выходе целая линейка интересных, небанальных стратегий: NeoSpace (симулятор киберпространства), Crazy Factory (или Gadget Tycoon, фабрика по производству сумасшедших гибридов), Casino Tycoon, Colleagues and Co. (глубокое вникание в психологические моменты работы коллектива), TV Star (или StarDom, симулятор ТВ-шоу) и другие.

Economic War, этот “симулятор холодной войны”, идеально вписывается в “концепцию Монте-Кристо”. Качественный, с любовью к деталям, стильный и оригинальный. Но вот незадача – для настоящей стратегии этого, оказывается, не всегда достаточно…

Господин Президент

Белый Дом – это, конечно, не Запретный город, в котором жили китайские императоры. Но тоже ничего себе местечко. Правда, беспокоят призраки. В особенности дух президента Линкольна. Не сидится ему по ночам на чердаке – частенько он подходит к дверям своей спальни и тихонечко стучит в дверь… Впрочем, речь не о нем. Что Белый Дом, что Елисейский дворец, что Кремль – всюду у президентов одинаковые заботы.
Поначалу кажется, что все в игре сложно и запутанно. Но на поверку выясняется, что модель игры достаточно тривиальна. Условно можно выделить три ее составных части: экономическая модель, политическая модель и “прибабахи” со шпионажем и диверсиями.
Начнем с экономики. Тут, если разобраться, все действительно просто. Есть несколько типов продукции и есть заводы (фермы, шахты и т.п.), которые эту продукцию производят. Пример (в каждом сценарии набор разный): оружие (есть всегда), говядина, соя, помидоры, маис, сыр, парфюмерия и обувь. Соответственно, некоторое количество каждого товара ежемесячно уходит на нужды родного государства. Если производится больше, чем потребляется, – накапливаются излишки, годные для экспорта. Если наоборот – приходится импортировать. Целиком на самообеспечении жить нельзя – такое положение достигается при помощи жесткого ограничения на количество заводов. Для некоторых видов продукции требуется наличие полезных ископаемых. Заботы Президента — строить заводы (если уже достигнут производительный максимум, то сначала приходится разрушать какой-нибудь ненужный завод) и с помощью разовых сделок торговать с соседями. В качестве дополнительного бонуса – научные разработки, с помощью которых можно повысить производительность того или иного завода (требуется сначала построить НИИ).
Политические вопросы представлены в игре тоже достаточно простыми схемами. Во-первых, внутреннее благополучие: чем больше товаров “в минусе”, тем недовольнее народ. Дополнительно на популярность можно повлиять с помощью средств массовой информации. Возможны и разные незапланированные события. Скажем, если ваш министр ни с того ни с сего надумает погулять по центральному проспекту в голом виде, то это несколько изменит отношение населения к правительству… Регулярно проходят выборы, которые при низкой популярности не выиграть.
Внешняя политика зиждется на взаимной торговле, довольно наивно выглядящем перебрасывании боевыми ракетами, взаимопомощи в науке и прочими дипломатическими штучками. Слабовато. Правда, реализована чрезвычайно любопытная концепция глобальных международных акций. Суть в следующем: каждый дипломат (во всех странах желательно строить Посольства) “генерирует” фиксированное количество “голосов”, которые, при желании, можно употребить с большой пользой для себя. Скажем, выдвинуть инициативу об объявлении эмбарго недружественной стране и, используя свои “голоса”, протолкнуть это решение в совете наций. Кстати говоря, политическим влиянием можно торговать наравне с “вещественными” товарами..Осталось рассказать про шпионаж. Данная сфера деятельности в Economic War выглядит очень достойно. Для всяких пакостей требуется переквалифицировать часть дипломатов в шпионов (в ущерб политическому влиянию, разумеется), выделить на их деятельность средства (особая тайная статья расходов) и, конечно, раздать задания. Мерзавцы-шпионы могут взрывать фабрики и заводы, заниматься подкупом должностных лиц и сбором компромата. Рюкзаком с компроматом можно в нужный момент (перед выборами) огреть неугодного президента по голове, а можно просто продать на сторону за хорошую цену. А еще шпионы умеют работать у себя на родине контрразведчиками и пополнять местную тюрьму разоблаченными диверсантами (опять же, пойманные шпионы – тоже предмет торговли).

Ловля блох

Блохи очень прыгучие, поэтому их надо ловить быстро. Что же касается стратегий, то тут, на мой взгляд, спешка совершенно неуместна. И есть игры, которые наглядно это подтверждают. Economic War в их числе. Зачем, почему ход времени тут быстр и неумолим? Ради увлекательности или ради призрачных сверхприбылей, которые должен дать “динамичный” мультиплеер? Кто бы объяснил… Наверное, такова позиция Monte Cristo – дескать, люди должны тренироваться в скоростном и точном нажимании мышкой по различным кнопочкам. Только это убивает игру. Одно лишь регулярно-торопливое обращение к окошку разовой импортно-экспортной сделки способно вымотать до предела. Представляете себе увлекательность процесса? Ежемесячно (то есть для нас ежеминутно и даже чаще) обращаться к этому окошку, быстро-быстро формировать запрос или оценивать выгодность предложенной сделки, соглашаться или отклонять ее (есть возможность гибкой коррекции, но на это, как правило, не хватает времени), и так всю игру! При этом совершенно непонятно, как, по мнению разработчиков, игрок должен был бы успевать ведать еще и политическими акциями вместе со шпионско-подрывной деятельностью.

Сравнения и итог

Так получилось, что накануне знакомства с Economic War я играл в Oil Tycoon, а чуть позже появилась Tropico… Начнем с Tropico. Если коротко – тут и сравнивать бесполезно! Economic War выглядит и примитивнее (при всей своей внешней замысловатости), и — так скажем — неправильнее. В Tropico нормальное масштабирование времени и отличнейшая пауза! Хочешь – вдумчиво сверяй каждый шаг, хочешь – несись галопом. Так и должно быть.
Что же касается сравнения с Oil Tycoon, то чаша весов близка к равновесию. “Нефтяной магнат” не имеет и трети всяких интересностей, какими обладает наш “симулятор холодной войны”, к тому же проигрывает по графике и вообще уступает в стильности. Тем не менее, он примерно в той же весовой категории: и потому, что логические взаимосвязи более естественны, и потому, что игровой процесс не перегружен.

Итог: спешка и недосып доконали шейха. Поэтому он, взяв жен и детей, уплыл на яхте строить тропический рай на одном живописном маленьком островке. В добрый путь.

P.S. Но! Не ставьте крест на команде Monte Cristo. Они еще нас не раз удивят… и озадачат.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*