Sign In

Lost Password

Deus Ex 1. Обзор

Эх, снайперская винтовочка моя, любимая. Обожаю тебя как никого другого на свете. Сколько мы с тобой головушек положили врагов и просто так… Да, были люди в наше время. Были времена, когда можно было уложить десяток-другой фашистских морд с высокой березы. Точным выстрелом в лоб часовому, потом из автомата по всполошившимся охранникам. Или даже из огнемета, где наша не пропадала. А по танкам с крестами на боках из миномета или прямо с гранатой – сестрицей под гусеницы.

deus-ex-screenshot

Да, в жизни сейчас такого не встретишь. Получай сразу пулю в лоб, молокосос, и хрен с тобой, золотая рыбка. Не постреляешь как следует, потому что вороги сами шустрые и тебя быстрее пристрелят, чем ты их. Такая вот она, жизня – то неинтересная. Потому и экшны и RPG-шки там всякие пошли без счету, что народ от скуки завывает и к автомату родному руки протягивает, чтобы замочить соседа в туалете. Экшн – вещь сильная и безопасная, на нас действует как лист гнева (порвать и выбросить), дает, понимаешь, выход плохим эмоциям и несостоявшимся надеждам. О, сказанул. Видно, в DeusEx обыгрался. Такая игра важная, что мне чуть ли не все мировоззрение поменяла, даже наставила на путь истинный. И сейчас даже вот пишу про нее, радость в сердцах играет и кожа пальцев возбуждается от соприкосновения с клавишами на компе. Такая игра… Короче, RULEZ просто. Хит, хит, еще раз хит.

Теперь подробно. Когда в первый раз услышал от друга название игры, улыбнулся. Послышалось: «Дэус Секс». Это что за секс такой, не понял? Какой-то Дэус, понимаешь, с сексами. Причем здесь экшны, когда про любовь толкуют?

Оказалось, что DeusEx – это имя искусственного бога из древнегреческой мифологии. Да, я тоже не понял. Именно из древнегреческой мифологии, именно искусственного бога. Короче говоря, философские навороты. Имеется в виду, что люди создают себе богов и кумиров, а этого делать не надо. Ну, не грузитесь бредом всяким. К счастью, это в игре всего лишь предыстория, а все остальное идет нормально.

Нормально в игре сделано практически все. Есть, как и всегда, промахи и недоработки, но в целом сделали так хорошо и весело, что я сам не свой просидел перед экраном своего жидкокристаллического монитора часов 130, наверное. Нет, это не опечатка, действительно сто тридцать часов. И о потраченном времени не жалею, ибо результат превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания: теперь могу свободно заговорить с любым человеком на улице, сказать ему все что угодно, да и вообще сделать все что угодно. Жизнь – это DeusEx, ребята. Играйте и учитесь.

Начинается игра с отстоя. К большому моему сожалению и досаде, потому что программеры могли бы и немного пошурупать пятым полушарием. Ведь от первой заставки в игре зависит чуть ли не 90% впечатления, а тут, понимаешь, тормозящие кубики типа людей и какой-то бред про FEMA should be finalized within the week, I have already discussed that with the senator… Что бы все это значило? Раз пятнадцать смотрел эту заставку, так толком и не понял, о чем там речь, хотя полностью прошел игру несколько раз. Что-то про «серую смерть» и какую-то организацию, которая ее напустила на город.

15353531

Ладно, это не о том. В истории игры вы сможете разобраться сами, если вам будет интересно. История довольно интересная, особенно при достаточном знании английского языка. А сейчас о хорошем.

Может быть, вы долго играли в экшны типа Half-Life и Unreal, и вам не нравилось то, что там не хватает реализма и здравой человеческой логики. Может быть, вы часами и днями просиживали за RPG-шками и вам недоставало скорости и хоть какого-то намека на динамизм. Или даже вы вообще никогда не играли в компьютерные игры (хм…). Так вот, при всех этих случаях даю 100% гарантию, что игра DeusEx вам понравится, причем всей душой и на долгие года. Тут есть почти все, чего не хватало в экшнах предыдущего поколения компьютерных игр. Реализм и прочувствован и внедрен в таких мелочах, как, например, ваше отражение в зеркале, которое покажет, какое оружие у вас в руках. И уж про здравый смысл говорить нечего. Враги слышат ваши шаги и видят на ограниченное расстояние, а в темноте вообще почти слепые. Перед выстрелом приходится долго прицеливаться, чтобы точнее попасть, а крестик у снайперской винтовки постоянно ездит. Руки дрожат, поэтому попасть из пистолета в голову с 3 км нельзя. То-то.

Игра полна таких приятных и ценных нововведений, что удивляешься, как такого не было в экшнах 1999 года и даже 2000. Начать следует с навыков владения разными видами оружия и самих типов оружия. Помните Half-Life? Пистолет стреляет с той же точностью, что и снайперская винтовка. Из него можно попасть в ухо спецназовцу, который стоит на другом конце карты. Круто, но в жизни такого не бывает. В DeusEx попасть во что-то трудно, даже из самого лучшего оружия. Прицел здесь не просто маленькая точка в центре экрана, которую просто надо навести на врага и жать «огонь». Есть большой – большой крест, который при наведении на цель начинает постепенно уменьшаться и концентрироваться. Естесно, чем дольше держать, то есть прицеливаться, тем точнее будет выстрел. Это коренным образом меняет ход игры: не надо налетать как бомбардировщик стелз на врагов и крушить все на пути. Так недолго и пулю получить в лоб. Придется, братцы, залезать в тени, подкрадываться не спеша со спины к врагу и долго целиться ему прямехонько в голову. Потом бац! И он уже холодненький.

Это про прицеливание. Кстати, у каждого оружия разная точность стрельбы (все та же байка про пистолет и винтовку). Например, у винтовки – 75%, у арбалета – 60%. А кроме того, у оружия разная сила выстрела. Из пистолета стрелять в обычного солдата придется раза три-четыре, из дробовика – три, из автомата – аж 20 раз (ну-ну, перебрали…). Короче говоря, есть мощность выстрела и определенное количество жизней у врагов. Если стрелять или бить точно в голову, то убиваешь с первого раза, независимо от мощности оружия (действительно, ломом по голове – это тебе не хрен с маслом). При ударе со спины урон увеличивается вдвое.

screenshot1

Оружие в игре полностью сбалансировано. Нет никаких супер-пушек, которые очень крутые, но просто к ним мало патронов. Никаких навороченных инопланетянских плевалок и плазмоизрыгателей. Только пистолеты, арбалет, снайперская винтовка, автомат, два дробовика, огнемет, ракетница, базука, плазменная пушка, гранаты четырех родов, нож, дубинка, лом, меч, лазерный меч и перцовый баллончик. Ничего вроде не забыл? А, еще PS20 и электрошок. Пожалуй и все. Это только оружие, а еще есть множество других вещей типа отмычек, электронных взломщиков для кодов, аптечек, псионических таблеток, сигарет, сигар, бутылок с вином и коньяком и т.д. Блин, так много всего, что перечислять лень. Самое интересное то, что все оружие нужно, нет ничего лишнего и (прикол) без каждого из них можно обойтись. Пример: два пистолета – обычный и stealth. Stealth стреляет тихо и не разбудит охрану, но зато у обычного больше точность и мощность выстрела. Вот и выбирайте. Или дробовики: один быстрее стреляет, но неточно и слабо, другой реже, но зато уж как шарахнет, так только мокрое место остается.

Без снайперской винтовки можно пройти всю игру (вместо нее стрелять из пистолета – эффект тот же), а можно убивать почти всех врагов самым обычным ножом или ломом. Можно вообще никого не убивать, а только оглушать нечестивых изящным и интеллигентным электрошоком, предварительно прыснув им в глаза перцовым баллончиком. Как видите, полный простор для полета фантазии и огромный выбор средств для выигрыша. Такого в экшне еще не было, это уж точно.

Теперь про апгрейды. Для экшна понятие апгрейда непривычно. Бегаешь, мочишь всех подряд, какие там усовершенствования и поднятие навыков. А в DeusEx’е — благодать для любителей прокачивать персонажей, чтобы они были здоровыми и сильными. За прохождение уровней и выполнение заданий вам даются очки опыта, которые вы можете распределять по разным умениям, от стрельбы из тяжелого оружия до взламывания замков и плавания. Задания бывают первоочередной важности (не выполнив их, вы не сможете пройти уровень) и второстепенные (можно не выполнять). И за всех за них даются очки опыта, так что лучше выполняйте их все, чтобы в самом конце игры у вас был орел-мужчина с полным набором навыков, необходимых для выживания в этом тяжелом мире.

Навыки бывают разные, и все из них важны, все они нужны, хотя и стоят по-разному в зависимости от своей важности. Они развиваются у вас от самого убогого уровня UNTRAINED (дается в самом начале игры для всех навыков) до самого крутого – MASTER. Промежуточные ступени – TRAINED и ADVANCED. При этом апгрейд на более высокие уровни становится все время дороже и дороже. Так, чтобы поднять умение стрельбы из пистолетов до уровня TRAINED нужно около 1500 очков опыта, с TRAINED до ADVANCED – около 3000, а до MASTER – целых 5000 с копейками! За всю игру вам удастся на все очки опыта поднять до мастера в среднем два вида оружия (например, винтовки и тяжелое) и остальные умения довести до среднего уровня.

Смысл этих апгрейдов в том, что при повышении навыка владения определенным видом оружия точность стрельбы и урон увеличиваются. При повышении умения Medicine вы более эффективно используете аптечки, при прокачивании Environmental Training вы дольше можете носить защитные средства (Thermoptic camo, Ballistic camo и др.). Поднимая электронику и взламывание замков, вы будете легче и быстрее вскрывать закрытые двери. А компьютерные навыки помогут вам взламывать системные компьютеры и даже менять программу автоматических охранных башен, чтобы они стреляли в ваших врагов, а не в вас. Вот сколько всяких возможностей. И как раз ваши умения будут определять, каким именно образом вы будете проходить уровни и выполнять задания.

А выполнять задания можно так, как пожелает душа. Сейчас дам вам такой пример, что офигеете. Надо вскрыть какую-то дверь. Можно сделать это по-разному. Во-первых, кинуть рядом с ней обычную гранату, чтобы ее разнесло к чертовой матери. Во-вторых, можно запустить в нее с безопасного расстояния ракету или выстрелить из базуки. В-третьих, можно подойти и взломать замок отмычкой. В-четвертых, подключить к security pad’у (то есть, типа домофона) электронное устройство и взломать код. В-пятых, можно найти компьютер, проникнуть в систему и открыть дверь, да еще и повыключать лишние камеры наблюдения и перевести на свою сторону охранные башни. Наконец, в шестых, можно просто пошуметь, и тогда с той стороны прибежит охранник и сам откроет дверь. Тут-то вы его и хлоп. Если же дверь не очень прочная, то можно даже пробить ее обычными дротиками из арбалета или лазерным мечом. Это будет седьмой вариант.

И вот так все, абсолютно все в DeusEx’е. Чтобы что-то сделать, у вас всегда есть как минимум два варианта, а обычно больше. Сюжет игры нелинейный, и поэтому играть в нее можно несколько раз. Каждая следующая игра будет существенно отличаться от предыдущей, сценарий в ней будет развиваться каждый раз неодинаково. Это потому, что что в игре нужно не только стрелять и нажимать рычаги и кнопки, но и говорить с народом. При разговоре с неигровыми персонажами всегда есть несколько вариантов ответа, как в Baldur’s Gate и подобных играх. Если вы не знаете, что это такое, то вы многое потеряли. От того, что вы ответите, будет зависеть реакция персонажей и исход игры. Представляете, сколько возможно разных комбинаций, если перепробовать разные варианты ответа. А можно и просто убивать всех на пути. Только тогда смотрите, как бы вашего героя самого не убили.

Как раз убивают в игре DeusEx быстро. Если попадут в голову из снайперской винтовки, то сразу труп. Если будут стрелять из автомата (который в игре необычайно слаб), то убивать будут долго и нудно. Обычно достаточно, чтобы вас заметил снайпер или несколько хорошо вооруженных врагов – и тогда пора вам сматывать удочки. Отсюда великая и непререкаемая стратегия игры – стрелять первым, из тени и лучше со спины в голову. Тогда все ОК, а иначе будете просто носиться как заяц под ливнем вражьего огня.

Приятная часть игры – аугументации. Это типа такие специальные способности вашего организма, которые можно становить из специальных капсул, которые вы по ходу игры находите. Всего таких аугументаций в игре 20 штук, и из них по выбору можно установить только 10. Самая полезная из них из всех – излечение (не до жиру, быть бы живу). Остальные ускоряют вашу ходьбу и бег, делают защиту от выстрелов, невидимость для камер слежения и прочей электроники или живых существ и многое другое. Ну, и еще, даже сами аугументации можно совершенствовать, то есть усиливать мощность их действия.

Уф, вроде все важное написал про игру. Теперь можно и про неважное.

Графика. Только что разводил перлы про чудеса компьютерной индустрии игр и вот пора начать ругательный абзац. Графика в игре сделана плохо. Мало того, что все кубическое и серое до невозможности, но так это еще все тормозит просто не по-божески. Хотя игра обладает невысокими системными требованиями, разработчики умудрились чего-то напортачить с драйверами к видеокартам. Короче, не все карты совместимы с игрой и, например, на RIVA 2 TNT все тормозит даже на разрешении 640х480 с самой низкой детализацией и всем остальным тоже низким. Нужные драйверы можно перекачать из Интернета, но найти их трудно, поэтому проблему можно решить и за счет большой оперативной памяти (по крайней мере 128 MB) и высокой скорости процессора (от 500 MHz). Впрочем, ставить все эти премудрости не стоит, потому что смотреть в DeusEx не на что. Одинаковые враги (всего не больше, чем 10 разновидностей), серые дома и стены, серые улицы, темное небо, вентиляционные люки, тыры-пыры нашатыры. Плохая анимация и очень мало движений у врагов, некрасивые и тупые заставки. Ой-ой-ой. Нет, не годится абсолютно никуда. И почему только разработчики так схалтурили, хотя все остальное сделано хорошо?

Неплохой, кстати, интерфейс менюшек. Есть возможность менять цвет меню и всего остального, прямо как в Windows. Хорошая расцветка – NightVision и StarLight. Вот такие пироги.

Звук. Мое личное мнение, что музыка в игре – самое главное. Можете соглашаться, можете нет, но отсель вы меня не сдвинете никак. Музыка создает атмосферу игры, настрой, понимаешь. А когда есть настроение, то игра идет совсем по-другому, гораздо интереснее и приятнее, будто не за родным компом сидишь, а прямо туда в экран залез и стреляешь по врагам за милую душу. А в DeusEx музыка очень хорошая. Создает потрясающе играбельное настроение и делает так, что оторваться невозможно, пока хотя бы не пройдешь очередной уровень. А вот звуковые эффекты сделаны неважно. Нет, сами выстрелы и все прочее вроде бы и ничего. Но зато бывают частые глюки с направлением звука. Видно, что разработчики хотели сделать так, чтобы играющий мог по звуку определить, где враг. А получился бред: шаги то тихие, то громкие, то вообще оглушают. А речь героев часто нельзя разобрать из-за слишком громкой музыки или какой-нибудь паровой турбины, которая какого-то хрена крутится у самого уха.

Радует то, что речевых записей в игре огромнейшее множество. Каждый человек в игре может сказать вам по пять-шесть фраз, если подряд обращаться к нему. Ну и с некоторыми можно даже поговорить как следует. Кстати, об этом я упоминал в самом начале. Типа, так и надо с людьми говорить: тыкаешь всех правой клавишей мыши, пока кто-нибудь не скажет чего-нибудь дельного. И бояться, самое главное, не надо, потому что у тебя в руках дробовик есть.

Управление. Естесно, можно его менять сколько душе угодно. По умолчанию стоит раскладка WASD, левая клавиша означает стрельбу, правая – брать и использовать предметы, заводить разговоры с персонажами. Остальные клавиши можно расположить по своему вкусу. Нельзя изменить раскладку аугументаций. Каждая из них активируется определенной клавишей от F1 до F12. Часто бывает неудобно тянуться, например, за клавишей лечения (F9 или F10), когда надо одновременно отстреливаться и убегать.

Искусственный интеллект. Была попытка сделать его лучше, чем во всех других экшнах и RPG-шках, но ничего толком не получилось. Интересно то, что солдаты видят на ограниченное расстояние и начинают стрелять в вас только через некоторое время, как разглядят вас в темноте. И стреляют они по-разному: прицельно и просто так на бегу. Если с прицельного выстрела попадут в голову, то убивают сразу. А еще враги умеют убегать. Когда у вражеского охранника остается мало здоровья, он бежит куда глаза глядят от вас подальше, и тогда его можно добить самой обычной полицейской дубинкой ударом в спину. Если есть рядом кнопка сирены, то охранник сперва ее нажмет, а только потом набросится на вас, когда прибежит подкрепление.

Не получилось сделать поведение солдат совсем как в жизни. Услышав стрельбу, но не видя вас, они какое-то время бесцельно бегают, а потом успокаиваются и говорят: «False alarm, I guess». При этом под ногами лежит труп убитого товарища. Интересно-интересно… Хорошая у них ложная тревога, когда охранники валятся замертво, а карманы трупов подозрительно пустеют. Нет, так не пойдет.

Играбельность. В общем, все че надо уже сказал. Интересно играть, потому что много возможностей выбора и всегда остается любопытство. А что было бы, если бы я ему не то, а это ответил? И играешь еще разок заново, чтобы посмотреть, что было бы. А потом еще раз. Ваш герой будет каждый раз расти над собой, как гриб после дождя, а вы будете смотреть из его глаз и радоваться, какой он крутой, этот JC Denton (кстати, в переводе означает мистер Пупкин). Жалко все-таки, нельзя загрузить прокаченного героя в новую игру.

dx1

Еще интересно играть потому, что все можно совершенствовать. Даже оружие само, и на то можно постоянно нацеплять всякие модификаторы (mod’ы), которые вы будете постоянно находить во всяких тайниках и хорошо охраняемых местах, а также покупать у неигровых персонажей или просто снимать их с трупов. Есть модификаторы, повышающие меткость стрельбы, скорость перезарядки, величину рожка патронов, уменьшающие отдачу, ну и, конечно, самый лучший – оптический прицел, который можно, увы, поставить не на все виды оружия. С помощью навыков и модификаторов вы сможете довести, скажем, точность вашей снайперской винтовки до 100% — и тогда вы будете снимать врагов на расстоянии в две минуты ходьбы прямо в глаз, чтобы шкуру не попортить. Круто, да?

Ну вот, пожалуй и все. В целом скажу, что игра отличная по своей задумке и неважная по исполнению, но все равно хит. Если бы ко всему, что есть, добавить хорошую графику и подработать звук, да еще и решить проблему совместимости с видеокартами, то получился бы суперхит мировой величины. А так – просто отличная игра на настоящего ценителя, для которого графика и дешевые спецэффекты не так важны, как творческие находки разработчиков.

By

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>