Command and Conquer: Generals

Command and Conquer: Generals

Если вы спешите поскорее понять, стоит ли вам покупать эту игру, начните читать этот обзор со слов «Но девелоперы не дремлют». Ну а если не спешите — почитайте бредни бывалого геймера.

Начало начал.

Корнями история уходит в те времена, когда частота процессора в 100 мегагерц была непростительной роскошью, а количество приводов для CD-ROM исчислялось в «штуках на микрорайон». Конечно, правильнее было бы начать с еще более давних времен, но делать этого я не буду, так как опасаюсь что-нибудь перепутать.
Итак, одним пасмурным, а может быть солнечным, точно не помню, днём я посетил Митинский радиорынок, бывший тогда еще анклавом ПК-продавцов и любителей околокомпьютерной темы. Озадаченный покупкой памяти для моего компьютера, я бродил по рядам. Дело не спорилось. То производитель был не тот, то еще что-то. Собравшись уже было идти домой, я пошёл в сторону выхода, но тут что-то меня остановило.
Объектом, привлекшим моё внимание, была палатка, вся обвешанная листами формата А4 с красивыми цветными (а надобно отметить, что цветной принтер в те времена стоил атомных денег) картинками. На самом же видном месте красовался огромный плакат, гласивший, что в продаже-де есть «Dune III — Command & Conquer». Не привлечь сие заявление меня просто не могло: игру Dune II от Westwood Studios я считал лучшей RTS после WarCraft`а, и давно прошёл вдоль и поперёк. Немедленно добравшись до прилавка, я стал расспрашивать, что да как. После получения информации о том, что Command & Conquer есть новая стратегия в реальном времени, что она в сто раз лучшая Dune II, игра была немедленно куплена, несмотря на огромное количество (коло двух десятков) дискет, которые она занимала. Еще час томного ожидания в пути — и вот обновка распаковывается, а каждая клеточка тела возносит молитвы о том, чтобы какая-нибудь из дискет не дала сбой. Но всё проходит гладко, и — вот он, первый запуск …
Аналог чувству, испытанному мной и всеми, кто был рядом, подобрать практически невозможно┘ Гром средь бела дня, луч света в кромешной тьме — вот что это было! О такой графике и мечтать в то время никто попросту не мог. Многоспрайтовые юниты, анимированные, отрисованные в 3D-редакторе здания, живой ландшафт — всё это было потрясающе. А обладатели привода CD-ROM через несколько недель смогли приобрести и дисковую версию игры. Счастливчики. Они не только играли в прекрасную стратегию, но и наслаждались великолепными видеороликами в промежутках между миссиями. Это оно и было — начало начал ┘

Эволюция.

Следующей игрой под маркой Command & Conquer стала стратегия Red Alert. Основными её отличительными особенностями были лихо закрученный сюжет и продвинутая графика (в Windows 95 игра красовалась SVGA-картинкой). В отличие от классического Command & Conquer, действующими сторонами в которой были армии GDI и NOD, в Red Alert отношения выясняли силы Союзников и Красная Армия (точнее — то, что получилось в итоге виртуализации представлений разработчиков о Красной Армии).
Через несколько лет появилось долгожданное продолжение Command & Conquer — RTS Tiberium Sun. Игра, что называется, опоздала. Причём довольно сильно — примерно на несколько лет. Чуть более детализированные юниты и псевдотрёхмерный ландшафт (в то время он уже не был новинкой и вовсю демонстрировался в зубодробительной стратегии Krush, Kill N Destroy (KKND)) смотрелись тускло на фоне постоянных экспериментов девелоперов-конкурентов с «честными» трёхмерными движками. Разве что сюжет и качество видеороликов оставались на прежнем, высоком уровне.
Чуть позже на этом же движке появится продолжение серии (к тому времени издатели ясно дали понять, что речь идет именно о серии) Red Alert — намного более убогое и кичевое, чем прародитель. Игроки замерли в ожидании — что же ещё сможет предложить им компания, бывшая некогда законодателем стратегического жанра? Время шло. Законодатель творил, творил, творил — и низверг наконец-то в мир очередное своё детище, игру Dune III: Emperor. Это был провал. Ужасный 3D-движок, отвратительные юниты и изрядно подурневшие интро-ролики практически поставили крест на могиле Westwoood. Подсчитывая убытки и протухшие овощи, легендарные девелоперы занялись, что называется, «левой резьбой» — кинулись клепать на основе вселенной Command & Conquer шутер Renegade, чем окончательно убили интерес стратегов к своей персоне.

Новые надежды.

Как выяснилось позже, разработчики не впали в летаргический сон. В кулуарах Westwood (а если быть точным, то атлантического отделения компании Electronic Arts) денно и нощно велась работа над новой трехмерной реалтаймовой стратегией. За полгода до её ухода на золото в Сети появились скриншоты из игры. Картинка, запечатленная на снимках, не могла не радовать: объемные ландшафты, многополигонные, хорошо текстурированные юниты, вся атмосфера говорила о том, что готовится что-то из ряда вон выходящее. В начале февраля игра ушла в тираж, и через пару дней после этого появилась на развалах у московских флибустьеров. Называлось свежее творение Electronic Arts знакомо и зазывающе — Command & Conquer Generals.

На сладкое. О графике.

На поверку картинка в игре оказалась прекраснее, чем то, что мы видели на скриншотах. Отличная графика, великолепная. Спецэффекты завораживают. Феерическое действо начинается уже в меню: выбор, например, типа игры или настройка опций происходят на фоне крупного сражения, в ходе которого около десяти единиц техники армии США сдерживают круговую оборону, отбиваясь от натиска войск GLA (Global Liberation Army). За происходящим можно наблюдать часами. Поведение юнитов безупречно и стремится к идеалу. Часами кряду можно гонять технику взад-вперёд, чтобы насладится проработанностью движений. Особенно интересно двигаются лёгкие джипы и ракетные багги. Джипы с огромной скоростью носятся по карте — так и кажется, что на следующем повороте солдат, стоящий за станковым пулемётом, выпадет из кузова. Небольшой отряд багги, несущихся в бой, напоминает толпу кузнечиков, скачущих по полю в поисках еды. Легкий шок испытываешь, когда, откуда ни возьмись, на твой отряд нападают эти самые прыгающие «кузнечики», начинающие стрелять задолго до того, как вы их увидите. Эти взрывы — они прекрасны. Каскады выстрелов и взрывов оторвут, кого угодно от своих дел и заставят наблюдать за происходящим на экране долгими минутами и часами. Более зрелищного удара ядерной бомбы еще не было: на несколько секунд всё замирает во тьме, огромные клубы пыли и дыма поднимаются в воздух, здания сначала разрушаются от взрыва, а потом от ударной волны и радиации.
Но не взрывами едиными живет картинка. Остальные эффекты — тоже на высоте. Клубы пыли, поднимающиеся после разрушения зданий, дезориентируют на некоторое время, из-за чего вражеские юниты, вторгшиеся на твою территорию, замечаешь не сразу. Высокотоксичные отходы разъедают здания и мгновенно сжигают солдат. Очаги радиации остающиеся на месте разрушенной китайской техники и образующиеся после выстрелов мортиры, несут невидимую смерть всему живому.
В общем, камрады, вполне можно сказать, что на данный момент более зрелищного трехмерного движка для стратегий в реальном времени, чем тот, что работает в «Генералах», нет. И это утверждение, безусловно громкое и серьёзное, скорее всего верно.

Начинаем играть.

Оправившись от легкого шока, выбираем в меню пункт «solo game», и с открытым забралом рвёмся в бой. Сначала нам предлагается, на выбор, пройти подготовку, или сразу начать боевые действия во главе китайкой армии, армии США, или повстанцев и радикалов из GLA. Я бы посоветовал всем протий обучение — скорее не для того, чтобы научиться играть в RTS, а для освоения местного интерфейса игры. Дело в том, что окружающая вас живая и неживая природа потрясающе выглядит. Деревья, холмы, горы — вне конкуренции. Здания выглядят настолько хорошо, что кажутся отрисованными заранее. Это ощущение не покидает вас всю игру, и мысль, например, о том, чтобы использовать возможность повернуть камеру и посмотреть, что происходит за строением, просто не приходит в голову.
Кроме того, в обучающем режиме вы можете спокойно, без суеты понаблюдать за юнитами, понять, что и как они делают, что могут и чего не могут, и так далее и тому подобное. Да и просто интересно. Честно говоря, до этого я ни разу не встречал в играх трейнинг-миссии, которые не только обучают управлению армиями и отдельными юнитами, но и имеют вполне конкретную конечную цель.

Музыка, звуки, стилизация и всё такое.

От вашего выбора в пользу той или иной армии ничего не зависит — за каждую из них играть по-своему интересно. Стилизация армий разработчикам удалась на славу. Бравые американские солдаты готовы бросить все силы на спасение местного «рядового Райана» — пилота разбившегося самолета. Техника, нашпигованная современными технологиями, сопровождается автоматическими летающими ботами, вооруженными до зубов. Орбитальное орудие является последним аргументом в поддержку их амбициозному поведению.
«Звери» из GLA не знают пощады. Они сеют террор повсюду, коварно устраивая взрывы, рассылая во все стороны минированные легковые автомобили, грузовики и воинов-шахидов. Эти фанатики захватили огромное количество токсичных отходов и смертельных вирусов. Танки и ракетные установки, управляемые ими, уничтожают всё живое в радиусе поражения и надолго заражают землю. И, кончено же, Красная, китайская армия. Каждый солдат, каждый его волос, да что там говорить — Ветер и Солнце, всё подчинено здесь воле Великого Вождя. Великое китайское ядерное оружие, разрушительные технологии, доставшиеся жителям Поднебесной в наследство от СССР (кстати, в том времени, в котором происходят действия игры, России уже нет) и неограниченные ресурсы молодых коммунистов заставят содрогнуться кого угодно.
Продолжая говорить о стилизации, необходимо отдельно отметить звуки и музыку в игре. Звук, как и можно было ожидать, хорош. Рокот пулемётов, грохот тяжёлых орудий и голоса юнитов великолепны (нет ничего прекраснее смиренного голоса китайских рабочих или восточного акцента террористов). Лучше звуков может быть только музыка. Каждая из кампаний имеет, и это не удивительно, собственный саундтрек. О тематической направленности их, думаю, и говорить не стоит — тут вам и восточные мотивы, и патриотические мелодии, и восточные напевы. Музыка в Generals не является простым фоном, она живёт вместе с игрой, и меняется в зависимости от происходящих на поле боя действий, подбадривает в нужный момент, иногда даёт расслабиться, и всё это очень хорошо сказывается на общей атмосфере игры. Музыку «Генералов» стоило бы издать, пожалуй, отдельно, чтобы у всех, кто этого желает, была возможность прослушивать её вне игры.

На горькое. Разочарование.

Многие из вас, камрады, уже обо всём, конечно, догадались. Ну а тем, кто не догадался, я расскажу. Дело в том, что название Command & Conquer, увы и ах, неуместно для этой игры. Такое наименование — не более чем рекламный ход Electronic Arts, уверяю вас. В игре отсутствует сюжет, нет фирменных видеороликов (вернее сказать, их нет вообще — есть лишь нарезка из скриптовых сцен). Да что там говорить.. Мисси тупо следуют друг за другом без какой-либо возможности выбора той или иной карты, как это было в классической Command & Conquer. Нет, сказать, что мисси сделаны бездарно, и играть в них не интересно, нельзя. Каждое задание продумано, имеет несколько вариантов решения, но не более того. От знаменитых GDI и NOD здесь не осталось и следа. Как не парадоксально это звучит, но Westwood удалось клонировать свою же собственную игру. Самоклонирование как способ размножения. Это и пугает, и огорчает одновременно.

Геймплей.

Несмотря на то, что в геймплей Generals внесены коррективы, уйти от старого доброго танк-раша девелоперам не удалось. Каждая из армий имеет в какой-то степени уникальных «перекаченных» юнитов, набрав пару десятков которых, карту можно превратить в извержение вулкана. Баланс оставляет желать лучшего. Из самых монстроподобных соединений можно выделить повстанческие армии GLA, обладающие при определенном апгрейде пятью-десятью автоматами Калашникова и неограниченным запасом коктейля «Молотов». Пара-тройка таких отрядов сровняет с землей и танковый корпус, и среднезащищённую базу противника. Если из подразделения выживет хотя бы один боец, то через несколько минут количество «партизан» вернётся к прежней величине. Видимо, здесь не обошлось без некромантии.
Или вот ещё: гигантские двуствольные китайские танки. Помимо огромной разрушительной силы крупнокалиберных орудий, эти монстры имеют возможность апгрейда и установки многоствольных башенных пулемётов. После такой модификации танк становится неуязвим как для тяжелой техники, так и для пехоты. Несмотря на свою медлительность, 5-6 этих девайсов планомерно сровняют с землёй всё что угодно.
Не могут не расстраивать такие факты, как отсутствие у юнитов каких-либо видов поведения и тактики: нет «агрессивного» или «пассивного» поведения, управление совсем не претерпело изменений. Кто-нибудь, конечно, скажет, что это хорошо, но лично я так не считаю. И ещё один малоприятный факт: у юнитов атрофировалось чувство самосохранения. Вплоть до того, что иногда бойцы могут стоять и наблюдать, как их же атакуют враги.
Впрочем, есть в игре и свои нововведения. Поезда, ходящие по проложенным на некоторых картах железным дорогам, сметают всё на своем пути, начиная от легкой техники и солдат, и заканчивая зазевавшимися на переезде тяжелыми танками. Это, кончено, вносит определенный эффект неожиданности, но порой сей «эффект» больше раздражает, чем обдаёт потоками геймплейной свежести. В многопользовательской игре, такие поезда приходятся иногда очень кстати (когда сносят технику противника), — ведь в там нет возможности загрузиться, и, подождав лишнюю минуту, продолжить наступление, не потеряв при этом драгоценные боевые единицы.

На соленое. Мультиплейер.

Это сладкое слово для каждого поклонника RTS. Скажу одно: в течение недели «Генералы» оккупировали все приличные компьютеры в офисе. Взрослые люди впадают вечерами в юношеский азарт, и ведут неравные сетевые бои. Лучшего аргумента «за» и не придумаешь.

Подведем итоги.

Без сомнения, игру стоит приобрести. Посмотреть на великолепную картинку, погрузиться в захватывающий геймплей. Послушать приятную музыку. А когда надоест — выйти в Сеть, и заставить встрепенуться молодых бойцов под натиском бывалого игрока.
Ярым поклонникам серии C&C следует заклеить на коробочке с диском надпись «Command & Conquer» и играть просто в «Generals», надеясь в душе, что Westwood уподобится когда-нибудь птице Феникс, возродится, и сделает наконец-то что-нибудь не только грандиозное, но и по-настоящему достойное громкого и славного имени — Command & Conquer.

By

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>