Battletech: The Crescent Hawk’s Inception

Battletech: The Crescent Hawk’s Inception

В прошлый раз мы остановились как раз на том, что собирались еще пару положительнейших моментов системы подробно разобрать и восхититься ими. Приступим же.
Самое главное, что изначально выделяло ВТ из массы подобных проектов и во многом остается его визитной карточкой, – это правила конструирования мехов. Дело в том, что ни FASA, ни кто бы то ни был не может придумать меха, на котором будут висеть 28 РРС, с десяток гаусс-райфлов, куча брони и вдобавок огромная скорость. Правила конструирования этого просто не допускают – у каждого компонента свой вес и объем и больше положенного в машину не влезет. А увеличение скорости приводит к пропорциональному увеличению массы двигателя, так что супер-манчкинского робота и не получится: все в равных условиях.

Жанр — Action/arcade
Платформа — Windows 9x
Дата выхода

Помимо общего улучшения игрового баланса, правила конструирования ведут к увеличению потенциала игры практически до бесконечности, ведь каждый игрок может в соответствии с ними создать свою машину. Разумеется, такие чисто кастомные мехи запрещены в почти всех турнирах (манчкинская природа такова, что даже в пределах правил они создают нечто ужасное), но в обычной игре никто не мешает их использовать. Более того, возможно даже изобретение собственного оружия, что дает безграничные возможности для развития собственных кампейнов на базе уже существующей вселенной.

Такой подход к изобретению новых юнитов (правила конструирования есть и для мехов, и для танков, и для любой космической техники), безусловно, многое дает для баланса, но все же в конкретном сценарии надо же как-то распределять силы для ровной игры и одинаковых шансов на победу. Как это сделать? По количеству юнитов? Не пойдет, уж слишком они все различные. По тоннажу? Уже лучше, но ведь ясно, что клановские машины значительно мощнее и маневренней сфероидных собратьев аналогичного веса. Что делать?

На помощь приходит Battle Value, система, аналогичная «пойтновым» в массе других настольных игр. С помощью довольно-таки громоздких вычислений подводится итог боеспособности меха или танка или чего угодно. В расчет берется все – количество брони, скорость (и как фактор нападения, и как фактор обороны), вооружение, нагрев. Нельзя сказать, что в итоге получается цифра, абсолютно адекватно отражающая качества меха на поле боя, но, тем не менее, это максимально объективный подход. При условии равных суммарных Battle Value у сражающихся сторон и, что тоже немаловажно, по возможности равного числа юнитов обеспечивается совершенно равная игра. Кстати, прошедший турнир это доказал – у игроков равного класса в партии, где удача неожиданно не выкидывала фортелей с вероятностями, исход боя был не ясен до последних ходов. Я, например, с удовольствием вспоминаю свою партию в первом туре, когда я проиграл со счетом 3:4 в равной и интересной борьбе.

ФАСЫ больше нет?

Увы, это так. Компания, на протяжении более чем 15 лет радовавшая нас миром боевых роботов, объявила о закрытии своей деятельности. До апреля они еще выполняют заказы плюс к тому активно распродают все, что залежалось на их чикагских складах, а дальше… Что дальше?
Вернее, что привело компанию к краху? Есть множество версий. Во главе угла, конечно, стоят две причины: то, что ВТ суть не миниатюрная система, и менеджмент.
В отношении первого стоит немного подробнее раскрыть ситуацию. Дело в том, что в последнее время FASA вела четыре основных игровых линейки: BT, Shadowrun (замечательная ролевая игра), Crimson Skies (рассказ о настольной версии мы еще опубликуем) и VOR: The Maelstrom. Последняя была самой молодой, и это было первое вторжение корпорации на территорию миниатюрных безгексовых воргеймов и, как ни странно, удачное. Вселенная и система получились интересными и вполне удачно продавались. Но это была единственная миниатюрная игра от FASA. Все прочие не побуждали игрока покупать новые фигурки и наращивать армии – фактически, покупка фигурок к ним вообще была делом опциональным! А такие игры не приносят больших прибылей, увы.

Последним гвоздем в гроб FASA стал Crucible. Компания разработала эту миниатюрную игру, вдохновившись успехом VOR, но просчиталась. Во-первых, она полезла на территорию фэнтези, в которой она разбиралась слабо (фантазийная RPG Earthdawn давно не поддерживается ФАСой, а продана мелкой фирме), и в итоге Вселенная, то есть то, что раньше у ребят получалось лучше всего, вышла примитивная и банальная. Ну и, во-вторых, правила были не дотестированы и не доведены до нормального состояния, а деньги в раскрутку и выпуск фигурок вбухали немалые. Итог мы все можем наблюдать.
Что же станет с линейками игр? Crimson Skies, скорее всего, подхватит Microsoft либо перепродаст ее кому-нибудь с толстым кошельком. Автор VOR, воспользовавшись уловкой в контракте, активно ищет покупателя на свою, хорошо себя зарекомендовавшую систему. Crucible, несомненно, умрет — туда ему и дорога. А что будет с двумя старейшими линиями компании, ВТ и Shadowrun?
Тут снова сделает отступление. Довольно давно один из отцов-основателей Джордан Вайсман ушел из FASA по неким своим личным причинам. Сейчас он руководит компанией WizKids, недавно выпустившей игру Mage Knight Rebellion. Это, кстати, весьма интересный гибрид традиционной миниатюрной системы и Magic: The Gathering, то есть, покупая новые наборы в свою армию, вы точно не знаете, что купите, а дешевый пластик позволяет делать эти наборы более чем доступными. Это плюс еще интересные нововведения в конструкции миниатюр и элементарные правила уже служит мощным раскручивающим фактором.
К чему это все? Да к тому, что Вайсман и его конторка решил взять на себя те две линии, в изобретении которых он лично принимал самое деятельное участие. Теперь BT и SR имеют нового хозяина, который, впрочем, сохраняет молчание по поводу многих вещей. Что будет со Вселенной? Что будет с системой, не превратится ли она в очередное миниатюрное развлечение для широких масс? Не дает ответа. Одно можно сказать точно – ВТ более чем раскручен, в том числе и компьютерными релизами, и имеет настолько сильную когорту верных фанатов, что предполагать его смерть было бы по меньшей мере глупо.

Что, где и почем

Стоит отметить, что ВТ игра дешевая и этим отлично подходящая для нашего потребителя. Фактически требуется только купить Battletech Master Rules, которые стоят около 25 долларов, и больше ничего вам не потребуется. Только эта книга является действительно нужной. Если же очень хочется применять некоторые правила третьего уровня, наиболее сбалансированные и отобранные самой FASA, то стоит потратить еще 15 баксов на Maximum Tech, дополнительный рулбук.
Наборы карт? Если вы будете играть официальные сценарии, они нужны, да и вообще фасовские карты штука неплохая, только вот платить деньги за то, что можно самому сделать в специальном, совершенно бесплатном редакторе и распечатать на принтере?
Официальные record sheets? Это уже и вовсе идиотизм! Зачем, когда вполне бесплатные и скачиваемые редакторы, например, Battlemech Designer 9.7 или The Drawing Board, не только позволяют распечатать вполне качественный лист с ТТХ любого меха, но и создавать свои машины (с помощью программы, конечно, это делать значительно удобнее, чем на бумаге).
Миниатюры? 95% Российской Лиги ВТ года два играли солдатиками, вархаммеровскими фигурками, пуговицами, ластиками и монетами и частично продолжают таким образом играть и поныне. Миниатюра – приятное добавление к игре, ее интересно склеить и покрасить в цвета полка Мечей Света или просто в камуфляж, но фактически все удовольствие вполне получается и без них.
И практически весь остальной игровой материал является точно таким же добавлением, которое вполне можно купить при наличии лишних денег, но делать это совершенно не обязательно. Например, для каждого фаната совершенно необходимы книги из серии Field manuals, содержащие информацию о вооруженных силах всех фракций. Но реально они, да и другие sourcebooks, правил содержат относительно немного, делая упор на неигровую информацию о Вселенной. Если же вам интересен просто спортивно-игровой аспект ВТ, сурсбуки вообще покупать не стоит. Да и те же Technical readouts содержат массу неигровой информации о мехах и прочей боевой технике, но для игры почти не нужны, ибо указанные там же ТТХ вполне можно найти в сети.
Исключение составляют две категории продуктов – официальные наборы сценариев и смежные игровые системы. Разумеется, можно прожить и без сценариев, создавая свои от балды или с помощью системы генерации случайных боев, заложенной в BMR. Но официальные миссии в основном отличаются хорошим балансом, интересны и позволяют отыграть известные «исторические» события Вселенной ВТ. Единственный минус: для их отыгрыша необходимы официальные же карты.
Смежные системы — разговор отдельный. Дело в том, что во Вселенной XXXI века дело не ограничивается только боями мехов и прочей техники на поверхности планет, Вселенная огромна и там хватит места еще на несколько систем.
Во-первых, это BattleSpace и Aerotech 2, отображающие космические сражения. Первая система концентрирует внимание на больших, крупномасштабных сражениях с применением могучих варшипов и нередко сотен истребителей, что довольно легко, поскольку они сгруппированы в юниты по 6-10 машин. Aerotech 2 же специально сделан для лучшего отыгрыша миссий авиационной поддержки наземных боев. Масштаб там поменьше, есть специальные абстрактные правила, сводящие воздушные бои к минимуму, но дающие возможность включить авиацию в сражение (многим этого вполне достаточно).
Во-вторых, это стратегический вариант ВТ – BattleForce 2, в котором каждый юнит включает в себя как минимум 4 машины, что позволяет разыгрывать большие бои просто и быстро. Судите сами: сражение 12 на 12 юнитов в ВТ занимает не менее 6 часов, в BattleForce 2 же это сведется к бою 3 на 3 фишки. А масштаб подсистемы Planetary Assault позволяет командовать сразу ротами и батальонами на карте целой планеты. Причем заметим: оба стратегических масштаба полностью совместимы с традиционным ВТ и в любой момент один гекс планетарной карты можно превратить в кучу обычных карт, а две фишки в два десятка миниатюр. То же касается и BattleSpace и Aerotech2: все эти системы полностью совместимы между собой.
И, в-третьих, в такой детально проработанной Вселенной не могло не найтись места для ролевой игры. Собственно, Mechwarrior RPG существует уже довольно давно, но только к третьей, вышедшей в позапрошлом году, редакции авторам удалось создать действительно интересные правила, не лишенные, впрочем, недостатков. Главным же плюсом системы является интересный подход к генерации персонажа, похожий на Traveller, в котором при создании героя постепенно проходятся стадии его жизненного пути. Жесткая же привязка к вселенной ВТ делает ее хоть и менее привлекательной для сторонних товарищей, в то же время более интересной для фанатов. Кстати, MW3 также можно интегрировать с вышеперечисленными системами.
Осталось ответить только на два вопроса: где же все это купить и где во все это поиграть. До сообщения о закрытии FASA банальным ответом на первый вопрос был бы «в Саргоне!». Однако сейчас руководство компании явно не намерено продолжать заказывать ВТ-материалы, а с прошлого завоза старых осталось немного. После того, как FASA прекратит прием заказов, единственным местом, где еще можно будет купить ВТ-продукцию останутся онлайновые магазины и аукционы.
Однако в «Саргоне» по-прежнему можно поиграть в ВТ, хотя, скажем, в Москве Лига переместилась в собственный клуб «Страна Мечты» (www.stranam.da.ru), в котором, кстати, помимо BT можно сыграть и во многие другие настольные воргеймы и ролевки. Для интересующихся ВТ из других городов нашей бескрайней страны укажу два адреса: www.battletech.ru и battletech.karelia.ru. Первый сайт – центральный узел Российской Лиги ВТ, второй – самый мощный русскоязычный ресурс.
В общем, уважаемые, я скажу вам следующее: играйте в Battletech. Умереть ему уже не суждено, а занятие это на диво интересное. Присоединяйтесь.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*